Примерное время чтения: 7 минут
242

Сойти с ума за миллиард

В этом году исполнилось бы 100 лет человеку, который положил годы на то, чтобы заработать очередные миллиарды. Кроме того, он всю жизнь развлекался тем, что изобретал и испытывал самолеты, покупал президентов и первых голливудских красавиц, снимал фильмы. Новая картина Скорсезе "Авиатор" - уже о нем самом.

ГОВАРД Хьюз-младший вынес из детства большие деньги и большие страхи. Ранняя смерть родителей в начале 20-х годов тяжело сказалась на психике Говарда, но не помешала ему проявить редкую деловую хватку. Он сумел быстро прибрать к рукам компанию отца, добившись, чтобы его признали совершеннолетним в 20, а не в 21 год.

Получив наследство, Хьюз переехал в столицу киноиндустрии - Лос-Анджелес. Там он снял за $4 млн. фильм о британских летчиках Первой мировой "Ангелы ада", где выступил как режиссер, продюсер и пилот. За три года на съемках погибли три пилота, сам Говард тоже разбился на самолете, но выжил. Фильм имел бешеный успех, но расходов не покрыл.

"Почему кто-то другой должен получать удовольствие, а я еще ему буду за это платить?"

С ТЕХ пор как в 14 лет Говард уговорил отца покатать его на самолете, он бредил высотой и скоростью. В 30-е годы он создал собственную экспериментальную авиастроительную компанию Hughes Aircraft, в которой был не только владельцем, но и конструктором, и летчиком-испытателем. Самый долгий рекордный полет Хьюза относится к 1938 году: на самолете Lockheed 14-N он облетел Северное полушарие за 3 дня, 19 часов и 8 минут, после чего стал национальным героем США.

Во время Второй мировой войны Hughes Aircraft получила заказ на строительство военных самолетов-разведчиков, и испытывать их, разумеется, взялся сам Хьюз. Когда профессиональный летчик-испытатель спросил его, почему он не наймет кого-нибудь, Хьюз возмутился: "Почему кто-то другой должен получать удовольствие, а я еще ему буду за это платить?" Во время одного из испытаний сломался пропеллер, самолет врезался в дом и загорелся. Хьюз выбрался из кабины на крыло и с него упал на землю. За месяц в больнице он стал наркоманом - доктора давали ему морфий, чтобы облегчить нестерпимые и, как они думали, предсмертные боли. Позже морфий заменили кодеином, без которого Хьюз уже не мог обходиться.

Спасая свои миллиарды от налогов, после окончания войны Хьюз уехал из Калифорнии в Неваду покорять новые земли. Он поселился в Лас-Вегасе в пентхаузе отеля-казино "Дезерт Инн". Психическая болезнь уже полностью подчинила себе его жизнь. Боясь инфекций и микробов, миллиардер практически не покидал номер и общался с людьми через записки и телефон. Владелец отеля сначала требовал, чтобы Хьюз покинул апартаменты, а потом вынудил его выкупить весь отель. Но, убегая от мнимых опасностей, Хьюз оказался рядом с военным полигоном, где регулярно проводились ядерные испытания.

Хьюз панически боялся, что взрывы приведут к заражению подземных источников воды. Уверенный в своем всемогуществе, он начал решать этот вопрос нетрадиционно. Хьюз обратился к президенту США Джонсону с настоятельным требованием, местами напоминающим шантаж. "Господин президент, - писал Хьюз, - возможно, вы об этом не помните, но много лет назад, когда вы были сенатором, мы с вами были знакомы... Теперь, когда вы стали президентом, я испытываю острую необходимость пообщаться с вами... Сейчас происходит нечто, что только вы можете остановить... Могли бы вы отсрочить испытание на 90 дней?"

Хьюз твердо решил "избрать президента, который будет нам глубоко обязан"

КОГДА президент прочитал письмо, то пришел в ярость: "Кем он себя возомнил, этот Говард Хьюз?!" У Хьюза, однако, были все основания рассчитывать на то, что Джонсон прислушается к его мнению. Еще в конце 40-х годов, в бытность Джонсона сенатором, Хьюз ежегодно выдавал ему по $5 тыс. (больше трети годового жалованья сенатора) в обмен на лоббирование интересов компаний Хьюза. Хьюз финансово поддерживал Джонсона по меньшей мере лет двадцать и был оскорблен такой черной неблагодарностью.

"Такого рода дела" Хьюз на протяжении многих лет имел и с десятками других крупных политиков. Американский патриотизм сочетался в нем с полной политической индифферентностью. Он исправно давал деньги демократам и республиканцам, либералам и консерваторам - всем, кто мог быть полезен для его бизнеса и через кого он мог приблизиться к власти. После предательского поведения Джонсона Хьюз твердо решил "избрать президента, который будет нам глубоко обязан и который признает, что он нам обязан". Перекупив команду Роберта Кеннеди после смерти последнего и проведя в президенты Никсона, Хьюз наконец обрел то, о чем давно мечтал: должника-республиканца в Белом доме и работавшую на него группу влиятельных демократов. Хьюзу нравилось, что те, кто у власти, нуждаются в нем, и он никогда не скупился на "пожертвования". "Я хочу, чтобы у Никсонов были деньги, - говорил он своему помощнику, - дайте им".

Но вскоре Никсон страшно разочаровал Хьюза, объявив о намерении продолжать ядерные испытания. Когда в сентябре было объявлено о предстоящем новом большом взрыве в Неваде, Хьюз попросил передать Никсону, что это "самое чудовищное и шокирующее предательство по отношению к одному из своих граждан". Однако со своего "довольствия" он президента не снял.

Голливудских красавиц Хьюз покорял так же методично, как подкупал политиков. Многие из них прославились, снявшись в его фильмах. Знаменитая Кэтрин Хепберн была его подругой, которую он заразил страстью к самолетам. Для актрисы Джейн Рассел Говард, восхищенный размерами ее бюста, создал новую модель бюстгальтера, от которой потом сходили с ума миллионы американок. Однако Хьюз боялся долгих и близких отношений. Он охотно содержал женщин и старался пристроить их в мире кино, но не любил жить с ними под одной крышей. Женат он был дважды - в молодости и уже почти в старости. В двадцать лет добился руки хьюстонской красавицы Эллы Райс, но сбежал от нее в Голливуд и через 4 года развелся; в 1957 году женился на актрисе Джин Питерс, но и с ней развелся за несколько лет до смерти.

В 50-е годы поведение Хьюза становится все более странным. Он боится выходить из дома, а женщин рассматривает скорее как источник заразы, нежели удовольствия. Однажды, еще в период голливудских романов, он случайно услышал, что у одной из его бывших пассий обнаружилось венерическое заболевание. Хьюз немедленно сжег всю свою одежду: не только белье, рубашки и костюмы, но и пальто, галстуки... а заодно и коврики. Хьюз разработал сложнейшие ритуалы для всех людей и вещей, с которыми он был вынужден контактировать, и изложил их в специальном "Пособии по процедурам". Кроме того, он боялся расстаться с тем, что воспринимал как часть себя. Он месяцами не менял белье, отказывался стричься и бриться, не разрешал убирать свою комнату, где валялись горы грязных бумажных платков и прочитанных газет.

С 1957 года его ни разу не фотографировали. Многие вообще не верили, что Хьюз жив. 7 января 1972 года Хьюз сделал над собой невероятное усилие и прервал 15-летнее молчание, поговорив с репортерами по телефону. Когда Хьюза спросили, почему он так странно живет, он ответил просто: "Я сам не знаю. Я как-то постепенно пришел к этому".

В том же году Хьюз прекратил всякое участие в бизнесе. Его мормонская гвардия увезла его в Акапулько. Там у него отказали почки, и 5 апреля 1976 года он умер в самолете, который должен был доставить его в больницу родного Хьюстона. Его могущество и его загадочность были столь велики, что ФБР потребовало снять у покойного отпечатки пальцев, чтобы удостовериться, что умер действительно Говард Робард Хьюз.

...Через 29 лет его судьба вошла в историю под именем "Авиатор".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно