Примерное время чтения: 7 минут
111

ЦИРКотня-2

ДА, цирки еще приносят радость миллионам взрослых и детей, но что скрывается за блеском представлений? Детям об этом лучше не знать...

В N 28 "АиФ" за 2004 год мы уже писали о критической ситуации, сложившейся в российском цирке. Этот некогда процветающий вид искусства приносил в казну СССР валютные миллионы. Сегодня цирк на грани развала.

ОТ НЕУРЯДИЦ страдают все. Государство с грустью вспоминает о некогда столь прибыльной статье доходов и обреченно вкладывает в "Росгосцирк" по 60 млн. бюджетных рублей ежегодно. При этом тысячи российских артистов живут, едва сводя концы с концами, месяцами не получая зарплату. Еще хуже положение десятков гастролирующих по России шапито. Например, в начале зимы в находящемся на гастролях в Мурманске цирке на колесах из-за холода и голода едва не погибли все животные.

И конечно же, внакладе остаемся мы с вами - простые зрители. Все приличные программы отправляют зарабатывать деньги за границу. А мы довольствуемся голым энтузиазмом голодных артистов и зверей.

Там не раз перестрелки с бандитами бывали!

У МИНИСТЕРСТВА культуры - ведомства, которое курирует цирк, - до него руки в связи с постоянной чехардой в руководстве так и не доходят. А потому с этой проблемой решили разобраться раз и навсегда.

Как говорят знающие люди, в грефовских кабинетах зреет новый закон - о приватизации цирков с дальнейшим их перепрофилированием. Кое-кто получит более 40 огромных, построенных на совесть зданий, расположенных в центрах больших городов. Здорово! Вот тебе готовое помещение под, скажем, рынок, концертный зал или, что еще доходнее, казино! Кстати, директор Владивостокского цирка М. Михеев уже сталкивался с подобной проблемой: "Семь лет назад в нашем городе цирк вообще не функционировал. В его здании делали отличный бизнес: в фойе работал салон иномарок, время от времени прямо на арене их продавали с аукциона. Там не раз перестрелки между бандитами бывали! Поэтому на редкие представления родители детей просто боялись водить. Когда меня поставили на должность директора, развернулась настоящая баталия за это сладкое место. Два года я бился с властями, пока не вошел в цирк с судебными исполнителями. Спасибо моему опыту работы в правоохранительных структурах".

Все эти сверхприбыли - фикция

НА СЛОВАХ - в цирковом хозяйстве все как будто в шоколаде. Компания "Росгосцирк" - головная организация, которая распоряжается судьбами артистов и ведает делами почти всех российских цирков (сегодня на ее балансе 41 стационар и десятки шапито), - с гордостью сообщает, что зарабатывает более 40 млн. руб. в год. Но откуда же столь внушительная сумма взялась и почему тогда цирки стоят все сплошь обшарпанные? "Все просто, - разъяснил нам бывший заместитель генерального директора "Росгосцирка" В. Цветнов (он отвечал за экономическую политику компании). - Эти сверхприбыли - не более чем фикция. Как, скажем, зарабатываются деньги на гастролях наших артистов за рубежом? Подготовка к ним оплачивается из тех самых государственных 60 млн. руб. (обычно это несколько сотен тыс. долл.). Потом западная сторона перечисляет деньги на валютный счет, и их (без вычета затрат) громко называют прибылью. А потом "Росгосцирк" платит с этих псевдодоходов немалые налоги".

Еще одна беда - фирмы-прокатчики. Раньше существовала следующая система: ядро - "Росгосцирк" - окружали региональные цирки, которые общались с ним напрямую, отчисляя жесткую сумму с каждого представления. А центр, в свою очередь, оплачивал коммунальные расходы, содержание животных, платил артистам зарплату и т. д. Сегодня и товар, то есть программа, и деньги стали идти через руки посредников. Естественно, они выбрали для себя самые лучшие и доходные номера и по маршрутам повезли их самым что ни на есть доходным. Вот, например, в Нижний Тагил или Уссурийск, где народ победнее и в цирки ходит редко, они не ездят. Зато постоянно бывают в Тюмени, Новосибирске. На деле сегодня все выглядит так: прокатчик получает вал - от 3 до 8 млн. руб. в месяц. Выплачивает цирку строго оговоренную сумму, скажем 800 тыс. (ее заранее утверждает "Росгосцирк", практически не считаясь с мнением регионального директора). Еще 400 тыс. руб. перечисляет в Москву. 300 тыс. уходит на рекламу и еще 300 - на перевозку труппы. А остальное - чистый доход. При этом "Росгосцирк" - предприятие государственное. А значит, все, что берет прокатчик в аренду - животных, клетки, реквизит, костюмы, - содержится на бюджетные деньги. Кстати, по слухам, в основном все эти фирмы-прокатчики контролируются непосредственно ближайшим окружением главы "Росгосцирка"!

Изжившая себя советская система мешает

В ОБЩЕМ, безобразие! Что же делать? Одни считают - более четко осуществлять госруководство в этой области искусства. Но есть и иное мнение: приватизация, только грамотная, а не такая, как хотят осуществить сейчас, все же нужна. Государство таким образом избавилось бы от необходимости вкладывать огромные суммы, артисты получили бы свободу, а цирки при рачительных менеджерах - право на выживание. Только процесс должен быть жестко законодательно контролируемым, а перепрофилирование - запрещенным. Вот что по этому поводу говорит директор одного из немногих доходных цирков России - Московского на Цветном бульваре - М. Никулин: "Росгосцирк" сегодня в том виде, в котором существует, совершенно не нужен. Изжившая себя еще советская система только мешает. Пора отпустить цирки и артистов в свободное плавание. Первые отдать в аренду, запретив делать из них казино и ярмарки, вторым разрешить выбирать менеджеров и агентов по вкусу. Артисты, если они талантливы и оригинальны, тоже не пропадут и сами себя прокормят. А циркам пора перестать ждать подачек от государства и самим зарабатывать в современных условиях бизнеса. При грамотном менеджменте любой цирк, где бы он ни находился, может быть как минимум рентабельным. Я за свои слова отвечаю. Во всем мире владельцы цирков - люди состоятельные. А уж российский цирк с его передовыми идеями мог бы приносить огромную прибыль".

Генеральный директор компании "Росгосцирк" народный артист СССР и России Мстислав ЗАПАШНЫЙ: "Мы боремся за единый русский цирк"

- КОГДА я два года назад возглавил компанию, на ее счету оказалось немногим более 500 тыс. руб. Ситуация в системе была тяжелейшей. Артисты бежали за рубеж. Директора многих региональных цирков не справлялись со своими обязанностями, а то и просто воровали попадающие в кассы копейки. Поэтому их пришлось в срочном порядке увольнять. Были расформированы некоторые аттракционы: комиссия, в которую входят известные цирковые артисты и режиссеры, посчитала, что они устарели. За прошлый год "Росгосцирк" впервые за долгое время смог получить немалый доход.

А по поводу слухов о возможной приватизации цирков четко могу сказать: пока я нахожусь на своей должности, этого безобразия не будет. Наша организация борется за единый русский цирк. Вот, например, именно тот факт, что "Росгосцирк" является госструктурой и имеет бюджетную поддержку, помог нам, объединив усилия с Китаем, создать единственное в своем роде "Лунное шоу Мстислава Запашного", которое наверняка станет прорывом и вернет нашей стране первенство в мировом цирковом искусстве.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно