АРМИЯ чиновников - не силовая структура, но на девять десятых состоит из мужчин. У каждого из них есть воинское звание запаса и своя "военная тропа".
Юрий ЛУЖКОВ, полковник запаса:
-Я НЕ ПРОХОДИЛ срочную службу, но в Институте нефти и газа, где обучался, была военная кафедра. Поэтому моя военно-учетная специальность совпадает с профилем института и называется "служба горюче-смазочных материалов". До сих пор помню лекции полковника Ляшенко. Это, пожалуй, самые яркие впечатления, сохранившиеся со студенческих лет. Не сразу все получалось. Но запомнилось до такой степени, что я и сейчас запросто могу сделать все необходимые расчеты для организации заправки на марше танковой дивизии.
Валерий ШАНЦЕВ, полковник запаса:
-СЕБЯ я с детства видел в районе авиации. Да и Валерием меня назвали в честь Валерия Чкалова. Как говорил отец, "Валерием Павловичем тебе не суждено быть, но Валерием Павлиновичем будешь". Летчиком стать я не смог, а поступил в авиатехникум. Уже через неделю после окончания учебы пошел служить. Окончил ШМАС - школу младших авиационных специалистов и попал служить на Сахалин в войска ПВО, на авиационно-ремонтную базу. Однажды мы сдавали самолет техническому контролеру, и я вдруг, к своему ужасу, обнаруживаю, что одна из помп керосинового бака вышла из строя. Чтобы ее заменить, потребуются масса времени и расстыковка самолета. А на носу отпуск. Надо срочно что-то придумать, иначе не отпустят. Тогда я рядом вырезал еще один лючок, вытащил старую, поставил новую помпу. В самолете стало на один лючок больше, зато отпуск не пропал. А зимой поступает телефонограмма с Курил с просьбой направить к ним крупного специалиста, т. е. меня, для устранения аналогичной неисправности. Но одно дело менять помпу летом, другое - зимой. Под самолетом я валялся не два часа, как в первый раз, а все шестнадцать.
Рацпредложение мое даже внесли в реестр технологических процессов, которые можно применять во всей авиации. Срочную службу я закончил ефрейтором. Как офицер запаса проходил переподготовку при Военной академии имени Фрунзе и академии Генштаба.
Юрий РОСЛЯК, полковник запаса:
-ПРИЗВАЛИ офицером на два года после окончания МИСИ. Предлагали идти начальником клуба, сразу на капитанскую должность. Но я решил, что мне нужна живая работа, и пошел замполитом строительной роты. Контингент был "интересный" - одна треть подчиненных ранее судима. На Смоленщине строили комбинат железобетонных изделий. Часть наша стояла далеко за городом Вязьма. Однажды в грозовую ночь отключилось электричество. Столовая не работает. Чем кормить солдат - 800 человек? Я был дежурным по части. Решили перетащить передвижную электростанцию с объекта внизу у реки. А это - 16 тонн, которые нужно тащить в гору без специального тягача по размокшему грунту на легком "ГАЗ-53". Как нас мотало! Как мы висели с этой электростанцией над котлованом! Никогда не забуду! С грубейшими нарушениями техники безопасности мы все-таки ее дотащили. В 6 утра завтрак был готов.
Владимир ПЛАТОНОВ, старший лейтенант запаса:
-ВОЕННЫМ быть не мечтал. После окончания школы работал на заводе им. Хруничева и учился на вечернем отделении в МАТИ. Имел отсрочку от призыва, но решил, что, чем раньше отслужить, тем - лучше. Сдал досрочно сессию за третий курс и пошел служить. Попал в Ленинградский военный округ, в "учебку" сержантом-инструктором. Готовили мы специалистов для войск связи. Уволился старшим сержантом 23 года назад. После переподготовки при Военной академии им. Фрунзе стал младшим лейтенантом запаса. Сейчас - старший лейтенант и по-прежнему связист. Вообще армия - прекрасная школа. Приучает к самостоятельности. Так что не жалею, что служил. Песню строевую не пою, но помню: в переделанном виде из фильма про Максима Перепелицу "Там, где пехота не пройдет..."