Примерное время чтения: 5 минут
199

Морпехи вставали перед ней на колени

Когда в 1943 году семнадцатилетнюю Катю Михайлову зачислили в батальон морской пехоты, ей тут же дали прозвище Шмакодявка. Это к концу войны девушка выросла на 11 см, а тогда ее рост был чуть больше 1 м 40 см.

РОСЛЫЕ моряки шутили: "Это мы тебя в кармане носить будем, а не ты нас с поля боя вытаскивать". Правда, после первого же боя, когда Катя спасла 150 раненых моряков, они встали перед ней на колени и извинились за свои слова.

...Герой Советского Союза Екатерина Илларионовна Михайлова встретила войну в поезде. Пятнадцатилетняя школьница ехала из родного Ленинграда на каникулы к брату в Брест. После Смоленска состав попал под обстрел немецкой авиации. "У меня до сих пор перед глазами страшная картина: по трупу матери ползает грудной ребенок. Нашел грудь и стал сосать, - вспоминает она. - Оставшиеся в живых пассажиры отправились пешком в Смоленск. Многие женщины несли с собой трупы детей. Июнь, жара, запах чудовищный..."

В Смоленске Катя записалась добровольцем на фронт. Ее взяли помощницей санинструктора в роту, отправлявшуюся на передовую. Осенью на дальних подступах к Москве Катю ранило в ногу. Вместе с госпиталем девушка отправилась в Баку. Первое время после операции нога не сгибалась в колене: "Я все переживала: как же хромая воевать буду?"

"Взяла и написала Сталину"

ВЫПИСАВШИСЬ, Катя узнала, что в Баку из добровольцев формируется 369-й батальон морской пехоты. Все еще прихрамывая, она пошла к командиру. "Женщин не берем. И чтобы я тебя здесь больше не видел!" - накричал на Катю комбат. "Мне так обидно стало, - вспоминает Екатерина Илларионовна, - что я взяла и написала Сталину. Мол, Иосиф Виссарионович, зачислите, я оправдаю ваше доверие". Через три недели пришел положительный ответ. Конечно, не от Сталина, а из Наркомата обороны.

Перед отправлением на фронт батальон совершил 50-километровый марш-бросок. К концу похода у Кати страшно распухла раненая нога. А тут еще заиграл духовой оркестр, высланный из города навстречу морякам. "Ко мне подошел лейтенант и сказал: "Ты у нас одна девушка, давай потанцуем". Когда танцевала, у меня в глазах темно было от боли. Но нельзя было и виду показать. Ведь сама напросилась в батальон", - вспоминает Екатерина Илларионовна.

Боевое крещение батальон получил, освобождая Темрюк. Потом была Керчь. Моряки десантировались на берег ночью, отвоевав небольшой плацдарм. Десятки раненых, и нет питьевой воды. Единственный колодец находился на нейтральной территории. Немцы уже успели узнать, что среди морпехов есть одна девушка, даже знали ее имя. В часы затишья они кричали из окопов: "Рус Иван! Покажи Катюша!" В такие моменты главстаршина Михайлова брала ведро и шла к колодцу. "Убьют!" - кричали ей наши. Но немцы не стреляли, а играли на губной гармошке "Выходила на берег Катюша".

"Сестренка, уходи, а нас подорви"

ВМЕСТЕ с батальоном она освобождала Керчь, Одессу, Белгород-Днестровский, Измаил, крепость Илок, Будапешт, Комарно, Белград, Братиславу, Вену. Дважды Екатерину Илларионовну представляли к званию Героя Советского Союза. Первый раз - за освобождение Белгорода-Днестровского. Бой начался 22 августа 1944 года. Моряки высадились ночью на шлюпках. Берег был крутой, несколько метров в высоту. Чтобы взобраться на него, солдатам приходилось вставать друг другу на плечи, а немцы сверху забрасывали гранатами. Катя оттаскивала раненых в ближайшую лощину, отстреливаясь из пулемета. Когда кончились патроны, девушка стала ловить немецкие гранаты с длинными ручками и швырять их обратно в сторону врага. "Сестренка, уходи, а нас подорви", - просили раненые. - "Если умрем, то вместе". Катюша отвоевала своих ребят, а на подступах к лощине после боя насчитали больше пятидесяти трупов гитлеровцев.

Через несколько месяцев Катю вновь представили к Звезде Героя за бой под Илоком. Однако из-за военной неразберихи награду пришлось ждать чуть ли не полвека. Звезду Героя ей вручили лишь в 1990 году.

Победу Катя встретила в Вене. "Было часов пять утра. Мои моряки целовались с австриячками и кричали: "Победа!" Потом собрались вокруг меня и сказали: "Тебе не 15 лет, а уже 19, может, ты за кого-то из нас замуж выйдешь?" А я ответила: "Ребята, вы же мои братья, а родственный брак запрещен", - вспоминает ветеран.

Демобилизовавшись, Катя окончила мединститут и всю жизнь проработала врачом. А когда началась война в Афганистане, она вновь пришла в военкомат и попросилась на фронт. Там сказали: "Бабушка, вы свое отвоевали". Катюше к тому времени было за 50. Но она до сих пор жалеет, что ничем не помогла нашим ребятам.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно