Примерное время чтения: 8 минут
90

Владимир Якунин: "Государство нанято обществом"

Лето - горячий сезон для железнодорожников. В этом году он стартовал особенно горячо - с двух крупных аварий и назначения нового руководителя ОАО "Российские железные дороги".

СВОЮ работу в новой должности Владимиру ЯКУНИНУ пришлось начать с поездки к месту аварии на перегоне Туапсе - Сочи, где из-за схода оползня и селевых потоков было прервано движение поездов, везущих курортников на юг. Вернувшись в Москву, новый президент ОАО "РЖД" встретился с главным редактором "АиФ" Николаем ЗЯТЬКОВЫМ.

В России - самые современные системы безопасности на железнодорожном транспорте

- ВЛАДИМИР Иванович, мы уже привыкли считать, что железная дорога в отличие от ЖКХ и энергетики работает надежно. И вдруг сразу две аварии - в Тверской области и на юге. Не значит ли это, что железнодорожная инфраструктура у нас тоже изношена?

- В обоих случаях определяющую роль сыграли силы природы. Особенно это касается аварии между Адлером и Туапсе. Это селеопасная местность. Несколько лет назад сход селя в этом районе привел к человеческим жертвам. Слава богу, в этот раз никто не пострадал.

Такие ситуации предотвратить очень сложно. Рассчитывать приходится только на повышенное внимание и слаженную работу всех служб - и метеорологов, и геологов, а также на профессионализм машинистов. На участке Адлер - Туапсе селевый поток был такой силы, что просто перемахнул через подпорные защитные стенки и обрушился на дорогу в тот момент, когда шел грузовой поезд.

Под Ржевом - более сложная ситуация. Из-за того, что выпало большое количество осадков, произошли нарушения в теле насыпи и проседание на 224 миллиметра одной нитки железнодорожного пути. Землю просто вымыло. Мы уже выяснили, что недалеко от места аварии был создан довольно большой водоем, из которого произвели сброс воды. Возможно, это повлияло на ситуацию, тут должны разобраться правоохранительные органы.

Железные дороги строились с XIX века. Они стареют, технологии меняются. Поэтому у нас есть программа, направленная на модернизацию железнодорожного пути. Совершенствуется система контроля, безопасности. Кстати, в России - самые современные системы безопасности из всех, что существуют на железнодорожном транспорте. Они достаточно просты в употреблении, отработаны десятилетиями, поэтому другие страны готовы их покупать.

- А что вы готовы противопоставить другой угрозе - терроризму? Не собираетесь ли ставить заборы вокруг всех дорог?

- Это не спасет. С терроризмом надо бороться системно, и мы активно взаимодействуем с государственными правоохранительными органами. У нас был случай, когда проводник нашел взрывное устройство в туалете, вовремя предупредил - и трагедии не произошло.

40% действующих грузовых вагонов - в частных руках

- ЛЮДЕЙ волнует не только безопасность, но и стоимость проезда. Поговаривают, что вы будете повышать цены на билеты.

- Для пассажиров ничего не изменится: в горячий сезон билеты, как всегда, несколько дорожают, в другое время - дешевеют. Что касается грузовых перевозок, то здесь тарифы рассчитываются с учетом роста инфляции. В этом году мы исходили из прогноза 8,5% инфляции, но уже совершенно очевидно, что этот показатель будет превышен. Сегодня официально называется цифра 10%, но эксперты считают, что и это не предел. Поэтому мы подсчитали свои потери и поставили вопрос об увеличении тарифов в пределах инфляции. Хочу обратить ваше внимание на то, что на ряд товаров, потребителями которых мы являемся (например, топливо и металл), рост цен превысил 40%.

- Инфляция развивается по спирали, и трудно понять, кто дал ей первый толчок: энергетики говорят, что повышают цены из-за того, что дорожают транспорт и топливо, а транспортники и производственники - из-за того, что дорожает электричество. Какова транспортная составляющая в ценах на различные товары?

- Давайте возьмем, к примеру, нефть. В течение года транспортная составляющая в ее цене упала на 28%. Цена нефти на рынке выросла на 50%, а тариф, по которому мы ее везем, - всего на 8,5%. И это касается большинства грузов.

- "РЖД" - гигантская государственная монополия - сейчас претерпевает реформирование. Что, на ваш взгляд, можно без опасений отдать в частные руки? И не взвинтят ли частники цены, как это происходит в нефтяной отрасли - бензин ведь дорожает с каждым днем.

- Частники приходят лишь на выгодные направления. Если говорить о пассажирских перевозках, рентабельны только перевозки в спальных вагонах. В плацкартных же вагонах, где цена регулируется государством, билеты продаются ниже себестоимости. Уже принято решение о переводе пассажирских перевозок в федеральную компанию. Это делается для того, чтобы отойти от перекрестного субсидирования, когда убыточные пассажирские перевозки финансируются за счет прибыльных грузовых.

Пассажирские перевозки должны субсидироваться за счет бюджета. Это государственная позиция.

На сегодняшний день 100%-ный пакет акций ОАО "РЖД" принадлежит государству. Мы вступили во второй этап реформирования, который подразумевает выведение из главного капитала компании непрофильных активов и тех предприятий и производств, которые могут участвовать в конкурентном рынке. Создаем компании "Трансконтейнер" и "Рефсервис" - первая будет заниматься перевозкой контейнеров, вторая - перевозкой продуктов питания. При этом мы учитываем законодательные ограничения, связанные с тем, что многие элементы инфраструктуры и вспомогательных производств относятся к сфере обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны.

И тем не менее конкуренция на рынке грузовых перевозок - уже свершившийся факт. Сегодня 40% работающего грузового подвижного состава принадлежит частным компаниям. В ОАО "РЖД" сегодня работает 350 тысяч грузовых вагонов. А у частных операторов - около 200 тысяч. При этом в отдельных высокодоходных секторах грузовых перевозок, например нефти, доля частных операторов значительно превышает долю РЖД. Это и есть реальная конкуренция.

Импортные железнодорожники на стадионе "Локомотив"

- СУЩЕСТВУЕТ несколько точек зрения на то, как поступить с государственными монополиями типа "РЖД", "Газпрома", РАО ЕЭС. Первая - создать мощные государственно-частные структуры, контрольный пакет которых останется в руках государства. Сторонники другой точки зрения, либеральной, предлагают все приватизировать. Какой подход вам кажется наиболее разумным?

- Государство нанято обществом для того, чтобы от имени граждан страны реализовывать определенные задачи: повышение благосостояния людей, укрепление обороноспособности страны, обеспечение нерушимости ее границ и государственной целостности и т. д. Поэтому государство объективно участвует в формировании экономического процесса. Не надо забывать о том, что мы прошли иной исторический путь развития, чем другие государства. Должны ли мы начисто забыть о своей истории? В нашем государстве исторически сложилась тенденция правового нигилизма. Мы воспитаны иначе, чем западные граждане. Мы воспитывались на идее, что все люди равны, что у каждого должно быть все необходимое. Но сегодня появилось огромное количество обездоленных. Задача государства - обеспечить их необходимой социальной заботой на те средства, которые зарабатываем мы. Это и есть, на мой взгляд, справедливое вмешательство государства в экономику. Скажите, как свободные рыночные отношения позволят нам решить проблему беспризорников, которых сейчас, только по официальной статистике, три миллиона? Никак.

- Что, по-вашему, нужно сделать для возрождения России?

- И Президент России, и правительство, на мой взгляд, делают много для того, чтобы возродить дух нации. И я как гражданин своей страны считаю, что нам всем, каждому на своем месте, необходимо всеми силами работать над формированием идеологии нового российского общества. И делать это постоянно: дома, воспитывая собственных детей, на предприятиях, улучшая жизнь своих сотрудников. Мы должны формировать новые этические, эстетические нормы, прививать уважение к собственной культуре, к пройденному нами историческому пути, к нашим достижениям. Меня покоробили слова, которые я услышал в Лондоне на Российском экономическом форуме. Один весьма уважаемый человек, рассказывая о сложностях экономического роста в России, употребил такое выражение: "проект под названием "Россия" обречен на провал", если это не будет сделано. Я никому не давал права свою страну, свою землю, свою жизнь рассматривать как некий абстрактный проект. Люди, которые используют английскую терминологию, должны задуматься над тем, что разница между словами "любовь" и "секс" такая же, как между Ростовом и Рождеством Христовым.

- Не могу не задать вам вопрос, который очень волнует наших читателей, увлекающихся спортом. Что будет с "Локомотивами" - футбольным и хоккейным? Не будете продавать клубы?

- Это недоходные предприятия. Но мы не прочь найти такого инвестора, который разделял бы наши принципы. А они заключаются в том, что мы не хотим восхищаться иностранными футболистами, играющими на стадионе "Локомотив", и участвовать в массовой покупке зарубежных спортивных специалистов. Мы считаем, что нужно воспитывать своих. Я думаю, у нас есть все основания считать, что земля русская талантами, в том числе и спортивными, не оскудела.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно