ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК "Аргументы и факты" совместно с телекомпанией Ren TV и общественной организацией "Деловая Россия" начинают проект "Русский миллион". Мы расскажем о предпринимателях, с нуля создавших свой бизнес. Они не олигархи и не торгуют нефтью. Это люди дела, которые зарабатывают сами и дают работу другим.
В СКАЗКЕ хрустальная туфелька сделала из Золушки принцессу. А в жизни простенькие одноразовые тапочки для гостиниц превратили учительницу истории из Брянска почти что в местную миллионершу.
"Я не олигарх, но мечтаю им стать", - затягиваясь сигаретой в стильной серебристой "Мазде", мечтает Марина Александрова. Однако до этого еще далеко.
В начале 90-х Марину уволили из медучилища по сокращению штатов. Она оказалась без работы, с дочкой на руках. Проведя несколько месяцев в оцепенении, бывшая учительница решила с государством больше не связываться и подалась в торговлю. "Мы продавали все, что можно: от банок с вареньем до башенных кранов", - вспоминает она. Дела шли в гору, но грянул 1998 год. Тогда бывшая учительница поняла: торговля - дело ненадежное. Нужно открывать производство. А какое - подсказал случай...
Отправившись однажды в командировку в столицу, она забыла взять тапочки. И вдруг в гостинице обнаружила одноразовые шлепки китайского производства. Правда, они быстро намокли и вышли из строя. Но почему бы не попробовать сделать отечественные: дешевле и прочнее?
На кухне Марина с дочкой принялись изобретать тапочки: вырезали их из бумаги и опробовали. Наконец вышло!
С образцами Марина отправилась к директорам брянских гостиниц. Те очень удивились, но ударили по рукам. Теперь нужны были деньги. Ни в банке, ни в администрации кредит не дали. Но Марина не сдавалась: она уговорила владельца частной обувной фабрики передать ей в аренду цех в обмен на десятую часть изготовленного товара.
Дело пошло. Сперва тапочки покупали только брянские отели, но вскоре подключились и московские. "Идея показалась нам очень свежей. Вроде мелочь - а клиенту приятно, - говорит директор МУП "Гостиничное хозяйство" Брянска Александр Самохвалов. - Некоторые поначалу даже с собой тапки забирали".
Однажды предпринимательнице поступил заказ от одной авиакомпании. "При полете свыше 4 часов полагаются тапочки, - рассказывает Марина. - Однако пассажиры за весь полет так и не собрали несложную конструкцию. Пришлось придумать спецмодель: видите, обычно мы просто вставляем одну перепонку в другую, а тут сделали кнопочку. В шутку окрестили - "тапочки для чукчей".
Бизнес рос. Вскоре потребовались деньги на обновление оборудования. "Но теперь-то мне должны дать кредит: у меня заказы по стране", - думала предпринимательница. Но банки опять отказали: в залог требовалась недвижимость. И тут вдруг местная администрация предложила льготный кредит - по ставке втрое ниже банковской.
"Во-первых, пришлось собирать кипу документов, перечень на 2 листах, - злится Марина. - Во-вторых, в качестве гарантии по кредиту пришлось поставить городской гостинице годовой запас тапочек. И, в-третьих, ждали денег полгода".
Впрочем, Марина не унывает. Простые и дешевые брянские тапки быстро вытеснили китайский ширпотреб. А молва о необычном товаре оказалась лучшей рекламой для Марининой фирмы. Тапочки она продает уже в Голландию, Испанию, Болгарию, Израиль. А американский профессор, пораженный элегантностью идеи, включил ее историю в учебник по маркетингу.
Смотрите также: