В мае, учитывая затяжные праздники и открытие дачного сезона, мюзикл "Кошки" в Москве хоть и не собирает аншлаги, стал одним из самых посещаемых шоу. При том что идет он в ежедневном режиме в зале на тысячу мест и при средней цене на билет в 1 тыс. руб.
ВОПРОС - как долго продержится этот зрительский интерес? Ведь, как показывает практика, судьба мюзиклов в России весьма плачевна.
"12 стульев" прожили всего семь месяцев
СКРОМНЫЙ успех польского мюзикла "Метро", запущенного в октябре 1999 года (на нем побывало чуть ли не все тогдашнее руководство страны), спровоцировал "мюзикальный" бум. Чуть ли не одновременно в Москве стартовали "Норд-Ост" по роману Каверина "Два капитана" и два бродвейских шоу, перенесенных на отечественную сцену, - "Чикаго" и "42-я улица". Но трагедия "Норд-Оста" не оставила им шансов на выживание. Через пару месяцев после захвата заложников на Дубровке "умерла" "42-я улица", а месяцев через пять благополучно "скончался" и "Чикаго", превратив в должников их продюсеров Бориса Краснова и Филиппа Киркорова. Однако коммерческое фиаско этих проектов не охладило пыл инвесторов и производителей шоу. И в мае 2002 года был запущен французский "Нотр-Дам де Пари". Сделала это та же продюсерская группа, которая ставила и "Метро". Оба шли не еженедельно, а всего лишь несколько раз в месяц, чередуясь с репертуарными спектаклями Театра оперетты.
Чуть позже появились разного качества постановки - "12 стульев", "Иствикские ведьмы", "Ромео и Джульетта", а также "We Will Rock You" и, наконец, "Кошки". Показалось, что публика вроде бы потянулась к мюзиклам, но они опять начали чахнуть и загибаться, не прожив и года. Особенно примечательна история с мюзиклом "12 стульев", который был закрыт по причине финансовой несостоятельности в мае прошлого года после семи месяцев ежедневных показов.
Продюсером "Стульев" выступил небезызвестный Александр Цекало, взявший к себе в компаньоны своего приятеля кинорежиссера Тиграна Кеосаяна. Несмотря на остроумное либретто Александра Вулыха, добротную музыку Игоря Зубкова и в целом неплохую сценографию, режиссура шоу, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Уже на репетициях, как утверждают, царила атмосфера запугивания артистов, чтобы они не сразу просекли, что с режиссурой - беда. Тем не менее два месяца шоу ежедневно собирало от 50 до 70% зала. Потом этот ручеек стал чахнуть, и в конце концов зрителей едва набиралось 200 человек. При средней цене билета 30 долл. США и при стоимости аренды зала МДМ в 5 тыс. "зеленых" мюзикл просто не мог приносить прибыль. Когда инвесторы, вложившие в проект 3,5 млн. долл., решили провести аудит, то, как писала потом пресса, "недосчитались миллиона долларов". Кто и на что потратил такие деньги, до сих пор загадка.
Прошлогодняя шумная премьера знаменитого мюзикла "We Will Rock You" с участием музыкантов легендарной группы "Queen" была ознаменована тем, что входные билеты стоили тысячу долларов США. Через четыре месяца добротное шоу, основанное на классике рок-музыки, тоже закрылось по причине финансовой несостоятельности.
Цена билета на мюзикл не должна превышать 1 тыс. руб.
"ДЛЯ России мюзикл - относительно новый жанр, - объясняет причины неудач своих коллег исполнительный продюсер русской версии "Кошек" Дмитрий Богачев. - И публика, и продюсеры в массе своей пока не готовы к нему. Зритель не понимает, почему он должен платить за билет больше, чем за какой-нибудь антрепризный спектакль. Но это дорогостоящее зрелище с живым оркестром, исполнителями, поющими вживую, масштабными декорациями, светом и звуком. У большинства продюсеров не было опыта постановок подобных шоу, и чаще всего они думают, что запустить такой большой проект в ежедневном режиме - это все равно что сделать гастрольный "чес" по стране. Это два совершенно разных бизнеса. Постановка мюзикла - большой завод".
Чтобы затраты окупились, как считает Д. Богачев, необходимо несколько составляющих. Во-первых, мюзикл должен исполняться на языке той страны, в которой он идет. Скорее всего, на этом погорело шоу "42-я улица", которое в Москве шло на английском языке. Средняя цена на билеты не должна превышать 35 долл. США, или тысячу рублей. Как показывает практика, наша публика в массе своей пока не готова тратить крупные суммы на подобного рода развлечения. Большое значение для российского зрителя имеет понятный и близкий сюжет, как это было в "Норд-Осте". Хотя в том же мюзикле "Кошки" внятная сюжетная линия отсутствует и все шоу строится на дивертисменте из отдельных удачных номеров и на известной музыке Эндрю Ллойда Уэббера. Говорят, что, хотя "Чикаго" и не уступал по уровню постановке на Бродвее, все же оказался неблизок российскому зрителю. Наша публика, в отличие от американской, не очень понимала сюжет этого шоу, где главная героиня убивает супруга, чтобы прославиться.
"И тем не менее, - считает Дмитрий Богачев, - мюзикл в России ожидает то, что сегодня переживает ресторанный бизнес. В начале 90-х годов люди не очень охотно ходили в рестораны, и они закрывались. А сегодня их не хватает. Постепенно уйдет в прошлое поп-культура, основанная на пении под фонограмму, желании потратить мало и получить много. Люди перестанут ходить на фонограммные концерты и слушать музыку "умца-умца", построенную на трех аккордах".