Предыдущая украинская власть, боясь сильной оппозиции, посадила ее за решетку. Новая, "оранжевая", отправила в отставку, однако окончательно ссориться не стала. Так в чем же сила Юлии Тимошенко?
К ЭКС-ПРЕМЬЕРУ украинского правительства Юлии Тимошенко как на Украине, так и в России отношение весьма неоднозначное. Одни считают именно ее, а не президента Виктора Ющенко, "мотором" и главным идеологом "оранжевой" революции, этакой украинской Жанной д.Арк, готовой сгореть за счастье родной страны. Другие видят ее коварной интриганкой, искусно манипулирующей людьми ради достижения собственных амбициозных целей.
"Я ошиблась в Ющенко. Он полностью зависит от окружения"
- ПРИНЯТО считать, что за кротким и миролюбивым образом, какой вы демонстрируете публике, на самом деле кроется расчетливая охотница за властью, этакая "хищная рысь"...
- Это правда, что женственный лик совершенно обманчив. К своей цели я иду абсолютно уверенно. Возможно, моя линия в политике отчасти имеет даже стальной оттенок. Но на самом деле я не изменила ни одной клятве, данной в дни "оранжевой" революции, хотя для кого-то в то время обещания были лишь красивым слоганом. Не предала ни одного политического партнера, хотя меня предавали, и предавали очень больно.
- Верховная власть для вас - самоцель или все же есть причина, по которой вы отказались бы от государственного лидерства?
- Если бы обнаружила достойного, честного человека, который не подпадет под власть политических кланов, не подчинит политику собственным финансовым интересам, не предаст главную для меня идею, я отошла бы в сторону.
Очень надеялась, что таким политиком будет Виктор Андреевич Ющенко. Но, к сожалению, ошиблась. Люди, которыми окружил себя президент, исповедуют совсем иные цели. Они оказались для президента намного убедительнее, сильнее и влиятельнее, чем люди, которые в дни революции поддерживали нас на Майдане. Президент оказался полностью зависим от них.
Новый премьер любит целоваться с лидерами кланов
- К ТАКОМУ выводу вы пришли лишь после того, как г-н Ющенко отправил вас в отставку?
- Я считала, что должна сделать максимум возможного на своем посту. Даже несмотря на то, что мой президент лишил меня как премьера всякой свободы движения. В стране было создано несколько центров власти, которые давали указания министрам, - президент, премьер, глава Совета национальной безопасности, госсекретарь, партийные лидеры. Сказать то, что моя работа была скрытым от глаз общества адом, - это не сказать ничего.
- Нынешний премьер г-н Ехануров способен справиться с теми задачами, которые стоят перед Украиной?
- Вся страна знает, что это технический премьер и что реальную экономическую политику будет определять не он, а окружение президента. Судя по тому, что г-н Ехануров любит целоваться с лидерами старых кланов, думаю, у их представителей жизнь теперь улучшится. Но будет недолгой.
Россия и Украина: мы так и не поняли друг друга
- УХОДЯ, вы сказали, что ваше правительство было очень эффективным. Но за 8 месяцев вашего премьерства были сахарный и бензиновый кризисы, процветало воровство российского газа, испортились отношения с российским бизнесом. Считаете ли вы себя в этом виновной?
- Наше правительство было поставлено в очень тяжелые условия. По сути, центр манипулирования экономикой оказался в руках секретаря Совета национальной безопасности и обороны П. Порошенко. Так что кризисы, которые возникали, были абсолютно рукотворными. Они нужны были исключительно для того, чтобы поставить перед президентом вопрос об отставке премьера. Что касается отношений с российским бизнесом, не думаю, что они так уж безнадежно испорчены. У российских бизнесменов, которые не нарушали законов, проблем не возникало.
- А вам не кажется, что к этому хаосу и вы, Юлия Владимировна, в немалой степени приложили руку?
- Ради того, чтобы идеи революции не были дискредитированы, я и протянула на днях Виктору Андреевичу руку для примирения, предложив продолжить совместный путь в политике. Я по-прежнему не признаю в политике обид, агрессии и конфронтации.
- Если вы станете главой страны, какими будут отношения с Россией? Ведь именно в то время, когда вы возглавляли правительство, эти отношения испортились так, что хуже не бывает.
- За все время моего пребывания на посту премьер-министра президент так и не поручил мне строительство российско-украинских отношений. Сначала он хотел их выстраивать лично. Через несколько месяцев ответственным за российско-украинские отношения был назначен секретарь Совета национальной безопасности Петр Порошенко. Через два месяца стала очевидна вся бесперспективность его деятельности на этом направлении. И тогда кураторство наших межгосударственных отношений было возложено на госсекретаря Александра Зинченко. Я надеялась, что наконец эти обязанности президент возложит на премьер-министра. Но моя отставка так и не позволила приступить к решению этого вопроса. Так что за 8 месяцев так и не родилось концепции российско-украинского сотрудничества, понятной для обеих сторон.
Собственно, наши отношения охладели, когда В. Ющенко пришел к власти. Он четко определил международные приоритеты Украины, ее ориентацию на Запад, вступление в НАТО, в ЕС, ВТО. Как следствие, России самой нужно было перестраивать весь комплекс взаимоотношений с Украиной. Тем не менее я лично убеждена: отношения с Россией должны быть искренними и честными.
- 2 октября ваша единственная дочь выходит замуж за английского рок-музыканта. Где будете праздновать это событие?
- Я счастлива, потому что счастлива моя дочь. Единственное, что омрачает нашу радость, - это то, что ее личную жизнь политические оппоненты используют в грязных пиар-технологиях. Но Шон и моя дочь очень любят друг друга. Свадьба будет в Киеве. Думаю, что она мало чем будет отличаться от других свадеб на Украине.
Смотрите также: