ВСТРЕЧА Президента России и канцлера ФРГ в Берлине неожиданно прошла по всем правилам голливудской мелодрамы: с большой долей радости, небольшой долей грусти и нешуточной интригой.
В. Путину и Г. Шредеру предстояли приятные хлопоты - лично "проинспектировать" подписание двух документов. Первый - меморандум о сотрудничестве по созданию в Москве Центра детской онкологии. Последние 15 лет немецкие врачи безвозмездно помогали российским онкологам. "Я хочу их поблагодарить за это и низко поклониться", - оценил их работу Президент России. Теперь же от немцев понадобится только моральная поддержка. Деньги на строительство подобных центров завелись и в российском бюджете.
Под вторым соглашением - о строительстве Северо-Европейского газопровода - поставили автографы главы российского "Газпрома" и немецких концернов "BASF" и "E.ON". Труба длиной 1200 км пройдет по дну Балтийского моря, от Выборга до Германии, с ответвлениями на Калининград, Швецию и Финляндию. В 2010 г. заработает первая "нитка" с пропускной способностью 20 млрд. кубометров газа в год. Позже проложат и вторую "нитку", которая позволит довести объем до 55 млрд. кубометров и продлить трубу до Великобритании.
"Этот день является историческим!" - воскликнул после подписания г-н Шредер. Впрочем, искренность канцлера поставили под сомнение немецкие журналисты. Через несколько дней в Германии пройдут выборы, и, судя по опросам общественного мнения, шансы лидера социал-демократов далеко не блестящие. А тут еще оппозиционные партии представили дело так, будто газопровод поссорит страну с Польшей и Прибалтикой. Там снова "обиделись", что Германия, сотрудничая с Россией, не спросила у них совета. Их можно понять: Северо-Европейский газопровод - первая труба, которая без посредников типа Польши и Украины свяжет богатые российские месторождения с потребителями в Центральной Европе. А это грозит потерей и прибыли от транзита, и возможности шантажировать Россию угрозами "закрыть вентиль".
"КАК канцлер Германии я должен обеспечить бесперебойную поставку газа в страну, - ответил на этот упрек Г. Шредер. - И мне хотелось бы посоветовать оппозиции не мешать мне соответствовать германским интересам". Было что сказать и В. Путину: "Мы никого не выталкиваем из бизнеса". По его словам, потребности Европы в газе растут и без работы не останется ни один из действующих газопроводов. "Но мы снижаем политические и любые другие риски. В результате снижаем и конечную цену газа, который вы у нас покупаете".
Подходящий пример лежал на поверхности. Несколько лет назад Россия, Германия, Франция и Италия договаривались с Украиной о строительстве еще одной транзитной трубы по ее территории. "Ну и где теперь те договоренности?" - развел руками В. Путин. И на всякий случай лично перевел на немецкий стишок про "А и Б, которые сидели на трубе". Стишок, видимо, теперь нужно было понимать так: А и Б (то есть Германия и Россия) строят себе собственную трубу, с которой они никуда не упадут и не пропадут. Это радовало. "Привет горячий!" - весело попрощался президент.
Грустить оставалось лишь оттого, что в качестве канцлера Германии г-н Шредер проводит, возможно, последние дни. По итогам выборов эту должность может занять лидер оппозиции Ангела Меркель. А что ждать российско-германским отношениям от "дамы с ангельским именем"? По мнению известного немецкого политолога А. Рара, которым он поделился с корреспондентом "АиФ", "германская экономика настолько заинтересована в российском рынке, что любой канцлер будет вынужден с этим считаться в своей политике". Но г-жа Меркель будет это делать по необходимости. На первом плане для нее - отношения с США. "Будем развивать стратегическое партнерство", - чуть позже заверила сама А. Меркель В. Путина на встрече в посольстве РФ. Причем на русском языке.