СНГ было задумано в первую очередь как инструмент сохранения единого экономического пространства. Руководители новых государств понимали, что никто не сумеет в одиночку выбраться из экономического кризиса, проявившегося во всей глубине к 1991 году, что этого можно добиться лишь всесторонним сотрудничеством на новой, взаимовыгодной основе, соответствующей принципам рыночного хозяйства. Декларации о таком сотрудничестве делались неоднократно. Однако, озабоченные собственными трудностями, новые государства не сумели воплотить их в жизнь. Результаты такой ситуации, как и следовало ожидать, печальны.
За два года совокупный национальный доход стран СНГ сократился на одну треть. Особенно резким было падение производства в Армении, Азербайджане, Таджикистане, охваченных вооруженными конфликтами. Удельный вес этих государств, а также Украины, Казахстана и Кыргызстана, где по разным причинам и в различной мере экономические реформы задержались, в совокупном объеме производства СНГ снизился (таблица 1).
Из-за этого увеличились различия в уровне экономического развития и благосостояния населения отдельных стран (табл. 2 р. 3). Как принято в международной статистике, мерилом уровня экономического развития той или иной страны служат показатели национального дохода, рассчитанные на душу населения и на одного занятого в отраслях материального производства.
Показатели всех таблиц получены путем пересчета в единую валюту - рубли - с учетом разницы в фактическом уровне цен в отдельных странах,
Таблица 1. Национальный доход стран СНГ в 1993 г.
Таблица 2. Уровень экономического развития отдельных стран СНГ
Таблица 3. Среднемесячное потребление товаров и услуг в расчете на душу населения в 1993 г.
Борис БОЛОТИН, эксперт "Совэкон".