СЕГОДНЯ, когда по настоянию большой группы народных депутатов РСФСР в повестку дня включен вопрос не просто об избрании Верховного Совета, но и о порядке его формирования, самое время внимательно проанализировать сложившуюся ситуацию.
Первый и главный аргумент противников увеличения численности Совета Республики - это поставит в неравное положение Совет Национальностей, ущемит интересы многочисленных национальностей, населяющих нашу республику. Они говорят, что только равная численность двух палат, предусмотренная Конституцией, гарантирует равноправие национальных меньшинств. Не буду подробно останавливаться на опровержении этого, внешне убедительного, а по сути совершенно неверного довода, поскольку при любой численности палаты национальностей она имеет право вето на всякое решение, принимаемое Советом Республики, что и делает палаты в правовом отношении абсолютно равными. Учитывая специфику "АиФ", приведу некоторые факты.
Итак, по национально-территориальным округам избраны 166 народных депутатов, которые призваны отстаивать в парламенте интересы национальностей. Кто же эти избранники народа? Нашу республику населяют люди 128 национальностей. Если следовать логике тех, кто так печется о равенстве всех национальностей в парламенте, то можно было бы предположить, что хотя бы три четверти национальностей должны быть представлены в корпусе депутатов. Ничего подобного (см. табл. 1). Нетрудно понять, что не о национальном представительстве пекутся сегодня противники расширения парламента. Как можно серьезно говорить об этом, если среди народных депутатов от национально- территориальных округов национальные депутаты составляют меньшинство, если большая часть из 96 русских, ставших депутатами от национально-территориальных округов, - это руководители союзного, республиканского, областного и городского уровня (табл. 2).
Противники расширения парламента сейчас, как это ни странно, думают вовсе не о равноправии сегодня, а о сохранении тех положений, которые зафиксированы в Законе о выборах народных депутатов РСФСР и Конституции РСФСР и которые стали причиной избрания от национальных округов ненациональных кадров. Внесение в Конституцию изменений, касающихся численности депутатов в палатах, неизбежно поставит на повестку дня и вопрос о необходимости немедленно изменить и Закон о выборах народных депутатов РСФСР, по которому руководители, не имеющие шансов быть избранными по месту своей работы и жительства, имеют реальную возможность стать депутатами от отдаленных национальных автономий в ущерб и за счет коренного населения. И очень обидно за тех представителей национальных автономий, которые не замечают, что их в очередной раз пытаются обделить.
Истинное равноправие - не в равной численности палат, а в равной возможности всех национальностей, всех представителей коренного населения нашей многонациональной республики отстаивать свои интересы в парламенте, а не поручать свое право другим. Восстановить сложившуюся несправедливость как раз и позволит расширение состава Совета Республики, в том числе и за счет представителей тех национальностей, которые не вошли в Совет Национальностей.
Сегодня в палате национальностей не будут представлены 94 национальности, в том числе такие многочисленные, как немцы. И после этого кто-то еще удивляется, что эмиграция немецкого населения с каждым годом увеличивается. Чем рассуждать о мнимом нарушении равноправия национальных меньшинств в парламенте, пора бы уже серьезно задуматься, к чему уже в ближайшее время может привести истинное неравенство национального представительства в Верховном Совете РСФСР.
В. ВОРОНЦОВ, народный депутат РСФСР.
Таблица 1
Национальный состав народных депутатов РСФСР, избранных по национально-территориальным избирательным округам:
Таблица 2
Служебное положение и занимаемая должность народных депутатов русской национальности, избранных по национально- территориальным округам