Примерное время чтения: 8 минут
119

В МОСКВЕ КАЖДЫЙ 5-й АВТОМОБИЛЬ - ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА. Иномарки: иные марки, иная жизнь

Вспоминая бессмертную фразу М. Жванецкого: "Если других автомобилей не видать, то "Запорожец" - во!", - только сейчас понимаешь, как он прав. Сегодня человек даже на "Волге" или "Жигулях" чувствует себя не совсем комфортно на улицах родного города, когда мимо него проносятся "Мерседесы", "Тойоты" и прочие "Форды". Мнения об иномарках - самые разные: от восхищения до категорического неприятия.

ПРОТИВНИКИ И СТОРОННИКИ

ИТАК, какие же доводы обычно приводят противники появления иномарок на улицах наших городов? Во-первых, считают они, иномарки создают повышенную аварийную опасность - сами бьются чаще (особенно те, что с правым рулем) и других бьют. Во- вторых, ремонт их "влетает в копеечку". В принципе, яркие и красивые, но хрупкие и нежные западные машины не созданы ни для наших дорог и сервиса, ни для нашего бензина. И вообще, кто на иномарках ездит, если разобраться? Конечно же, нувориши, кооператоры, мафиози да бандиты, потому что разве по карману нормальному совслужащему импортная машина? Дай Бог, на "Москвич" за жизнь накопить... Кроме того, иномарки чаще всего угоняют. И последнее - допуская на наш рынок продукцию западных и восточных автогигантов, мы подрываем свою экономику, отечественную автоиндустрию.

К числу сторонников можно смело причислить любого человека, который хоть раз посидел за рулем иномарки или поездил в ней в качестве пассажира. Когда пересаживаешься из "Альфа-Ромео" в "Запорожец" или даже в престижную "девятку", чувствуешь себя...

Хорошо, давайте посмотрим, насколько обоснованы доводы каждой из сторон.

АВАРИЙНОСТЬ

НА НАЧАЛО этого года в столице из 1,1 млн. зарегистрированных автомобилей (а сюда входят и все грузовики, автобусы и т.д.) было более 200 тыс. иномарок. По данным, представленным Таможенным комитетом России, иномарки составляют уже 17% от всех машин. И что же? Ни один из руководителей ГАИ не сказал, что иномарки создают обстановку повышенной аварийности. Согласитесь - лихачей на "КамАЗах" на наших улицах не меньше, чем на "Ауди" и "Сузуки". И если от "Мазды" еще увернуться можно, от СуперМАЗа - не увернешься. А поскольку в основной своей массе "иностранцы" находятся в лучшем техническом состоянии, чем машины отечественного производства, то и бьются они меньше. Цифры же о "повальной аварийности" "праворульных" машин, как честно признался один ответственный сотрудник, были взяты "с потолка", под нажимом сверху. Не ведет в ГАИ никто такой статистики!

РЕМОНТ

ОДНАКО факт остается фактом: в случае чего - отремонтировать иномарку действительно сегодня намного дороже, чем отечественный автомобиль. Запчасти и на Западе недешевы, плюс транспортировка, плюс таможенные сборы, плюс беспредел наших цен из-за отсутствия конкуренции - и деталь становится поистине "золотой". К примеру, задний фонарь в среднем стоит 150 - 200 долл., лобовое стекло - 300 - 700 долл., даже банальные тормозные колодки стоят 50 - 200 долл.! И это - не считая работы, которая обходится тоже в "кругленькую" сумму. В московских автоцентрах берут за час работы с "иностранцев" 30 - 50 долл.

Поэтому часто приходится обращаться за помощью к "слесарю дяде Васе" - доброму, старому частнику, у которого хоть и нет порой необходимого фирменного оборудования, зато он буквально "на коленке" все сделает не хуже, чем в сервисе, к тому же и подешевле.

О ЦЕНАХ

ТО, ЧТО на иномарках ездят исключительно нувориши, - еще один миф. В Японии подержанный" 5 - 7-летний автомобиль можно купить за 200 - 500 долл., что дешевле, чем любая модель "Жигулей".

Подержанные машины из Германии, Голландии и Бельгии, хоть и стоят дороже японских, зато дешевле транспортировка. И, к примеру, в прошлом году 5 - 7-летний "Опель" или "Фольксваген" в очень хорошем состоянии обходился в 2 - 2,5 тыс. долл., включая затраты на перегонку и таможню.

Подержанный или новый автомобиль можно купить сегодня и в Москве, и в любом другом городе России. Итак, "Таврия" ныне стоит около 3,5 тыс. долл., "Москвич-2141" - 4 - 5 тыс., классические модели "Жигулей" можно купить за 6 - 7 тыс. долл., а престижная "девятка уже "тянет" за 10 тыс. Причем тенденция к росту цен на отечественные автомобили сохраняется. Автозаводы объясняют это ростом цен на материалы и комплектующие, высокими налогами и т.п. Однако качество отечественных машин за последние годы упало - дальше некуда, при том, что все "Жигули" и "Москвичи" безнадежно устарели. На экспорт мы всегда продавали только "Лады" за 4 - 5 тыс. долл.

Теперь что касается дорогих иномарок. За 1993 г. только в Москве продано престижных (и, соответственно, очень дорогих) моделей "БМВ" и "Мерседесов" больше, чем во всей Западной Европе. Но картину делают сегодня не они, а скромные трудяги - "Вольво", "Рено", "Фиат", "Фольксваген", "Опель"... Недорого они стоят на Западе (вполне по карману рабочему или инженеру), недороги и у нас (при условии, конечно, если покупать у официального дилера фирмы, а не у перекупщика). К примеру, новенький "Рено-19" (машина приблизительно одного класса с нашей "девяткой", но с двигателем 1,7 куб. дм, кондиционером, автоматическими стеклоподъемниками и т. д.) стоит около 10 тыс. долл., а "Вольво-460" (двигатель 1,8, "вечный" кузов и т. п.) - 12 тыс. Какие еще доводы надо приводить в пользу иномарок?

УГОНЩИКИ

ИНОМАРКИ действительно угоняют в среднем чаще, чем наши машины. В день, по данным УГАИ Москвы, "уводят" в среднем 60 - 80 машин, из них иномарок - 10 - 20, так что риск лишиться "Ниссана" процентов на 25 выше, чем "копейки". Поэтому "иностранцев" и страхуют достаточно неохотно. Но все-таки абсолютный чемпион по числу угонов - не какой-нибудь "Роллс-Ройс", а наша родная "девятка": ее вообще практически ни одна компания сегодня не берется страховать. Правда, в связи с дефицитом и дороговизной запчастей для иномарок процветает другой бизнес - с вашего "Джипа" вполне могут на заказ снять лобовое стекло или бампер, или вовсе его разобрать на запчасти.

К действительным "минусам" иномарок в нашей жизни можно отнести повышенную любовь к ним работников ГАИ. В принципе, найти повод для штрафа можно у любого автовладельца. Но что возьмешь с хозяина "горбатого" "Запорожца" или битого- перебитого "Жигуля"? Иное дело - человек за рулем "Мерседеса"...

О ПАТРИОТИЗМЕ

ВСПОМНИМ девяносто второй год, когда в наших магазинах начали появляться дешевые импортные водки и спирты - как тут же забили тревогу руководители отечественной ликероводочной промышленности, как они сразу забеспокоились о качестве питья и здоровье своих сограждан... Государство резко увеличило таможенные сборы - а что в результате? Увеличилось ли производство водки, улучшилось ее качество? Нет, конечно. Просто цены возросли многократно.

Такая же ситуация складывается сегодня и с автомобилями. Цены на российские машины уже превзошли все возможные пределы, качество упало. А директора автозаводов требуют от государства: поднимайте таможенные ставки на ввоз иномарок! И что ж? Несмотря на многочисленные протесты, доводы в пользу здравого смысла и расчеты независимых экономистов правительство пошло на такую меру - таможенные пошлины подняты в 50(!) раз. Теперь, чтобы привезти иномарку в Россию, придется заплатить пошлину, сравнимую или даже превышающую цену новой машины.

Кажется, история способна научить кого угодно, даже медведя, но только не наши власти. К чему способна привести такая мера, так только к очередному взлету цен. Официальный автобизнес это загонит в подполье, "серые" экспортеры все равно найдут лазейку, а иномарки по-прежнему будут царить на российском рынке, разве что станут подороже. А российское автопроизводство в сегодняшних формах все равно уже не жилец. Хотя единичные экземпляры автомобилей, которые создавались в наших КБ, порой на многие годы опережали западные образцы. Внедрить их в массовое производство ни разу не смогли...

Сейчас, в условиях экономического кризиса, наверняка обречены на провал любые попытки поставить на конвейер новую модель. Даже при мощнейшей поддержке союзного правительства, огромных валютных вливаниях, полностью сняв с производства базовую модель, в течение нескольких лет АЗЛК так и не запустил новую во всех отношениях модель "Москвич-2141" (не смогли освоить производство нового двигателя). Что же можно сделать сегодня? Ясно, что без участия иностранных автофирм - ничего.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно