Примерное время чтения: 9 минут
339

НАЧНИ СВОЕ ДЕЛО. ВЛАДИМИР ДОВГАНЬ: "РАБОТАТЬ ВО ИМЯ ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ"

Наш собеседник - генеральный директор одной из самых известных негосударственных производственных фирм "Дока-пицца" и президент акционерного общества "Дока-хлеб" из г. Тольятти Владимир ДОВГАНЬ.

- Сколько времени существует ваша фирма?

- Начинали мы три с половиной года назад. Но в полный голос заявили о себе спустя полтора года, когда осуществили первую свою программу. Именно с того момента стали стремительно набирать обороты.

- С чего вы начинали?

- Наш первенец - линия по производству хрустящего картофеля. Оказавшись практически вне конкуренции, мы быстро завоевали рынок, реализовав за полтора года несколько сотен комплектов оборудования.

- На чем основывалось это решение?

- Мы открывали дело со стартовым капиталом в сорок тысяч рублей и прекрасно сознавали, что наш маленький коллектив сможет чего-то достичь, лишь удачно выбрав направление, принеся на рынок новые идеи, осваивая новые программы, прогрессивные технологии. Поэтому, определив научно- исследовательское направление и твердо решив заниматься производством, сосредоточили усилия на внедрении в рынок оборудования по переработке продуктов сельского хозяйства. Ни для кого не секрет: производство средств производства для предпринимателей - сфера очень перспективная. Ведь новый класс предпринимателей растет, и он нуждается в подобном недорогом оборудовании для того, чтобы производить качественные продукты питания для людей.

Судите сами: в стране живет более 160 миллионов человек, которые сейчас большую часть своих доходов тратят на питание. Это астрономические суммы. Кормить людей - самый надежный и стабильный бизнес, тем более что при минимуме вложений здесь высокая оборачиваемость и максимальная отдача от вложенных средств.

Проведя основательные маркетинговые исследования, мы выяснили, что "наше" дело - создание качественного, простого в эксплуатации, доступного по цене и быстро окупаемого малогабаритного оборудования, предназначенного для использования его мелкими и средними предпринимателями.

- И что последовало за этим?

- Разработав и успешно реализуя свою первую производственную программу, мы еще год-два назад стали задумываться над расширением своего предприятия и пришли к выводу, что настал черед оборудования для пиццерий.

- Смелый вывод...

- Над нами все смеялись. В Москве только открылся первый ресторан "Пицца- Хат", а в глубинке о существовании такого загадочного продукта можно было узнать, пожалуй, лишь из видеофильмов. Но в мыслях мы ориентировались на историю развития рынка ведущих стран мира. И планировали свое развитие на несколько лет вперед. Убежден, это единственно возможный подход для быстрого поступательного развития.

Спроектировав и "обкатав" несколько различных по технологическим параметрам образцов, мы разработали удовлетворяющий нашим запросам вариант оборудования для выпечки пиццы, быстро запустили его в производство. Параллельно решено было заняться разработкой рецептов приготовления пиццы. Сразу выяснили следующее: полная непригодность западных рецептов в российских условиях дефицита продуктов. Мы создали свою лабораторию, в которой успешно разрабатываем новые рецептуры пиццы. На сегодняшний день их уже 56. Следующим шагом стала регистрация торговой марки "Дока-пицца" и ее активная реклама.

- Так что же все-таки стоит за торговой маркой "Дока-пицца"?

- "Дока-пицца" - это в первую очередь комплект оборудования для пиццерии. Единственное, замечу, подобное специализированное оборудование, производимое в России и странах СНГ. Но не только. Применяя комплексный подход к обслуживанию клиентов, мы обнаружили, что начинаем практиковать давно используемую в западных странах франчайзинговую систему.

- Поясните непосвященному...

- Франчайзинг - метод ведения бизнеса, при котором головное предприятие предоставляет свою технологию и право пользования своей торговой маркой независимым предпринимателям. Во всем мире франчайзинг доказал свою жизнеспособность. Это самая популярная сейчас, форма предпринимательства, корпорации "Макдональдс", "Адидас", "Кока-Кола" и сотни других самых известных - это франчайзинговые компаний.

Франчайзинг "Дока-пицца" включает в себя поставку оборудования и технологии, обеспечение необходимыми атрибутами и материалами (вывески, наклейки, фирменная упаковка, рекламные плакаты, буклеты, методические рекомендации); организацию обучения и предоставление оригинальных фирменных рецептов, то есть практически все, что необходимо для открытия своего дела. Замечу: реализация оборудования осуществляется как с франчайзингом, так и без него. По желанию клиента.

- Ну а качество самой пиццы? Всегда ли предприниматели, работающие по системе франчайзинга, поддерживают технологии приготовления и соблюдают рецептуры?

- Отличное качество пиццы, приготовленной нашими мастерами, подтверждается огромным спросом на нее на международных выставках, в которых мы принимали участие, - за "Дока-пиццей" всегда очередь. Например, на международной выставке "ПродЭКСПО-94" в Москве мы реализовывали до 500 шт. пиццы в день. Выстраивалась очередь человек 40 - 50, в том числе и иностранцев - а они-то уж толк в пицце знают. К сожалению, у предпринимателей, работающих под нашей торговой маркой, бывают сбои, нарушение рецептур и качества. Такие случаи мы стараемся пресекать - у нас имеется специальная служба контроля, были случаи исключения из франчайзинговой системы за систематическое нарушение установленных стандартов качества. Однако мы не в состоянии очень часто контролировать работу каждой пиццерии. Поэтому просим потребителей, общества защиты прав потребителей сообщать нам о всех случаях приготовления некачественной пиццы под нашей маркой. Уважаемые читатели, буду благодарен, если ваши замечания и критику вы направите по адресу: 445003, Тольятти, а/я 153.

- И тем не менее вы решили заняться еще и производством мини- хлебопекарен?

- Отличительная черта нашей фирмы - стремление заглянуть вперед, пытаться предвидеть обстоятельства, рисковать, тратя немалые средства на научные исследования, разработки. Полтора года назад, когда действовали дотации на хлеб и дешевым хлебом кое-кто кормил скотину, мы задались целью и, просчитав ситуацию, на примере балтийских республик поняли, что очень скоро, с отменой дотаций, откроется колоссальный рынок мини-хлебопекарен, хлебного бизнеса. Вновь мы столкнулись с открытым недоверием, но, как и в случае с пиццерией, начали кропотливо работать. Собрали все образцы подобного оборудования. Кстати, такой производительности хлебопекарни в СССР производились только для кораблей. Приступили к созданию опытных образцов. И лишь десятая конструкция оказалась удачной. Выпекли замечательный хлеб. Кстати, западная технология выпечки очень сильно отличается от нашей, а перед нами стояла задача сохранения традиций выпечки русского хлеба.

Удачно закончив разработки, мы планировали постепенно наладить производство и с января этого года приступить к формированию рынка сбыта. И здесь, вынужден признать, допустили ошибку, считая, что месяцев десять нам придется разъяснять предпринимателям реальную выгоду занятия хлебопекарным бизнесом. На нас сразу обрушился шквал заявок: желающих купить мини-хлебопекарню оказалось очень много. То есть сознание предпринимателей стремительно меняется, они хотят заниматься производством. Что ж, приложим все силы для удовлетворения всех заявок в кратчайшие сроки.

- Неужели производство хлеба настолько выгодное дело?

- Может быть, и найдется дело выгоднее, чем производство хлеба. Но по своей стабильности, благородству цели, значимости для общества производство хлеба - выгоднейший бизнес с высоким уровнем рентабельности. Разумеется, при научной организации труда. Во всем мире наряду с хлебозаводами в каждом населенном пункте, квартале существуют мини-хлебопекарни (чаще всего это семейный бизнес), выпускающие 20 - 30 видов горячего хлеба. Преимущества мини-хлебопекарен перед хлебозаводами - в минимальном количестве обслуживающего персонала и практически полном отсутствии накладных расходов. Можно сказать, что мини-хлебопекарня - вне конкуренции.

- А ваша фирма не боится западных конкурентов?

- Нет, не боимся. Мы работаем в совершенно иной плоскости. Импортное оборудование стоит около 200 миллионов, мы продаем нашу пекарню в 7 - 8 раз дешевле. Тем более что владельцам импортных пекарен придется постоянно покупать импортное сырье. Килограмм улучшителя стоит от двух до четырех с половиной долларов, плюс расходы на доставку.

- Что побудило вас начать выпуск ценных бумаг?

- Во всем мире развитие производства невозможно без ценных бумаг. Человек, имея 100 тыс. руб., не станет делать бизнес - не тот капитал, да и не каждый променяет свою работу на вольные рыночные хлеба. А вложив деньги в надежную фирму, он таким образом отдает их в управление, заставляя работать. Некоторые правительства выпускают ценные бумаги с двухнедельным сроком обращения - все для того, чтобы деньги могли работать. И это безусловно правильно.

Мы развиваемся быстрыми темпами, но даже при столь благоприятно оправдавшемся прогнозе нам явно недостает производственных мощностей. Огромный неудовлетворенный спрос по хлебопекарням, пиццериям, ресторанному оборудованию ставит перед нами проблемы расширения бизнеса. Производство не купля-продажа, при существующих процентных ставках рассчитывать на кредитование не приходится. Поэтому мы провели первый опыт: выпустили векселя "Дока-пицца", которые, без преувеличения, шли нарасхват. Так была подготовлена почва для выпуска акций.

Должен заметить, что сегодня немного фирм ответственно подходят к выпуску ценных бумаг, имеют серьезные проекты вложения средств. Мы вкладываем деньги акционеров в развитие выпуска хлебопекарного и иного пищевого оборудования. Для примера: в Америке и Европе, несмотря на насыщенность рынка хлебопекарен, ежегодно продают 70 тысяч (!) мини-хлебопекарен. Что уж говорить о России, с ее почти нулевым обеспечением! По нашим подсчетам, минимальная потребность для страны составляет 60 тысяч хлебопекарен в самый ближайший период. Представляете, сколько необходимо запустить заводов для насыщения спроса!

Мы намерены развивать параллельно две программы: выпуск мини- хлебопекарен и строительство типовых пекарен-модулей на территории всей страны. На осмысление, проработку программы ушло около двух лет. Акционеры могут быть уверены: их деньги вложены в надежное и такое нужное для России дело, как хлеб.

- Сегодня нет недостатка, в предложениях акций. Почему вы думаете, что именно акции АО "Дока-хлеб" найдут своего покупателя?

- Я глубоко в этом убежден. Каждый здравомыслящий человек понимает, что нет бизнеса надежнее и стабильнее хлебного. Хлеб нужен всегда, поэтому за надежность акций "Дока-хлеб" и их значительное процентное преумножение можно быть спокойным.

- Что планируете на будущее?

- Планов много. Производство в течение 5 лет 30 тыс. мини-хлебопекарен. Создание и укрепление своей научной базы. Есть наработки на 1996 - 1997 годы, но это пока коммерческая тайна.

- Скажите несколько слов о себе. О ваших увлечениях, мечтах.

- Мой кумир в бизнесе - академик Святослав Федоров, любимый писатель - Анри Бейль, композитор - И.-С. Бах, художник - Ван Гог. Мечтаю дожить до возрождения России и внести в это свой посильный вклад.

Брал интервью Михаил ТОКАРЕВ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно