Примерное время чтения: 4 минуты
67

ЭКЗАМЕН У ГЛАЗУНОВА. Мастер и маргаритки

Уставшему от политических демаршей человеку сие действо - бальзам на израненную жизнью душу: студенты-художники выставили свои работы для оценки мэтрами своей же родной Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества. Каждый студент, а их в академии около 60, демонстрировал по 3 - 5 работ и получал за них три оценки. Дело- то вроде рядовое: одному - пятерки и по рисунку, и по композиции, и по живописи, да плюс еще "похвала совета", а другому - совет покинуть академию: иди, дружок, на Арбат или в Измайлово, там твои заработки и твои поклонники.

ПОЛУЧАЯ первые навыки в живописи, молодые художники академии сегодня испытывают искушение эти навыки немедленно превратить в звонкую монету. Благо богатых покупателей, жаждущих выложить неплохие суммы за сносную "живопись", становится все больше. А стипендия у "академиков" просто гигантская - 12 тыс. руб. в месяц. Вот и думай, как прожить, если нет у тебя за спиной обеспеченных родителей. И приходится искоренять "арсатскую заразу базарной живописи" с помощью старых как мир методов: неудов, переэкзаменовок, а то и исключения из академии.

Так что посвященного здесь ничем не удивишь, а непосвященных здесь не бывает. И зря. Потому что за стенами этого малоприметного здания в Камергерском переулке (б. проезд Художественного театра) скрывается такая молодая бодрость таланта, что душа начинает ликовать, как при виде нежной маргаритки на грязной свалке. И работы ребят - не младенческие этюды, а даже у первокурсников так зрелы, что ясно: их кистью водило вдохновение. Удаются портреты, обнаженная натура, исторические и библейские сюжеты. И фамилии авторов легко запоминаются: А. Григорьев, Е. Кравцов, П. Рыженко, С. Иванов, С. Бутусова...

Но наместник Музы на земле - сам маэстро Илья Глазунов - строг и придирчив. И то ему не так, и это не этак. То рука на портрете неживая, то лицо Николая II, как у современного палаточника. То облако над полем ему мнится ватой, а юный Петр I - переодетой девицей с наклеенными усами. И сонм преподавателей или смиряется с приговором, или спорит, спорит. Да как тут поспоришь, если последний козырь всегда находится: "Где вы видели, чтобы рост человека на картине соответствовал четырем головам, а не семи, как того требуют классические пропорции?!" Эта двухчасовая блистательная лекция большого художника дорогого стоит. И содержит столько знаний, страсти, что сомнений не остается: талантливый человек во всем талантлив. Он благороден и готов со всеми делиться Божьей благодатью. Она распространяется и на непосвященного: и тому начинает казаться, что он тоже уже понимает в искусстве и так просто не купится (деньгами или сердцем) на дешевую поделку.

Картины студентов были столь хороши, что душа торопила увидеть этих ребят - таких юных и таких зрелых. И что же? В уличной толпе они, похоже, растворяются "без остатка", разве что взор их более запоминаем выразительностью. А так все те же, что в метро, в каждом подъезде. И эта обыденность молодого таланта не обескураживает, а, напротив, дает гораздо большую уверенность и надежду в жизни, чем заверения штатных политиков. Эти родники земли нашей - своей скромностью и мощью одновременно - убеждают, что мы сильны творчеством, что Бог с нами, раз он дает талант нашим детям. Самое главное впечатление - живая реалистическая добротная школа, которая ныне практически разрушена во всем мире под напором абстракции и утилитарного искусства.

P.S. И все это действо происходит на фоне реалий: когда нет денег (4 млн. долл.) для завершения строительства Академии художеств, когда подпись могущественного кремлевского чиновника ничего не стоит (хотя сам он думает, что стоит многого), когда счета за выполненные Мастером заказы не оплачивают не мелкие жулики, нет (он для них и не пишет), а крутые правительственные и финансовые госбоссы.

Если вместо собирательства редких книг и картин, вместо духовного общения с учениками, вместо работы на холсте, вместо всего того, что положено делать большому художнику, ему приходится "лобызать кресла" чиновников, то, извините, господа правители, зачем вы нужны? Вы не замечаете, что в вашей фигуре вмещается только четыре головы вместо семи, положенных природой?!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно