Давние читатели "АиФ", возможно, помнят яркие интересные материалы Ирины СОЛГАНИК на наших страницах. Вот уже три года, как она живет в Израиле, где работает в русскоязычной печати. Мы попросили ее написать о том, как живут наши бывшие сограждане.
В ИЗРАИЛЬ с его пятью миллионами населения с 1989 г. прибыли полмиллиона евреев из стран СНГ. Это как если бы в Москву вдруг явился миллион беженцев с национальных окраин. Такое количество эмигрантов переварить трудно, и отсюда вытекают экономические страдания репатриантов, и прежде всего безработица.
На мой взгляд, проблема в том, что все они - умные и все хотят заработать быстро; а производство развивается слабее, чем индустрия "купи-продай", которая новых рабочих мест, соответствующих профессиональному уровню репатриантов, почти не создает.
Еще одна проблема: из России и других стран СНГ в Израиль приезжают евреи, большинство которых чувствуют себя русскими. Они знают про восстание Ивана Болотникова, а израильской культуры, еврейской истории и традиций знать не хотят. Они живут в Израиле, но чувствуют себя все еще причастными ко всему, что происходит в России.
На сегодняшний день в Израиле на полмиллиона русскоязычных приходится пять ежедневных газет, выходящих на русском языке, и море еженедельников. Если евреи - выходцы из восточных стран главной ценностью считают религию, то русские евреи очень держатся за русскую культуру.
Кстати, поскольку мне приходилось интервьюировать тех, кто решил унести ноги из Израиля, могу сказать, что их основная проблема в том, что Израиль для них закрыт, они не знают его и не хотят знать, а потому чувствуют себя отщепенцами. Но, как сообщил мне посол России в Израиле А. Бовин, вернуться в Россию из них желают лишь единичные граждане.
ГОСУДАРСТВО - ДРУГ ЧЕЛОВЕКА
Я ГОВОРИЛА о негативных моментах нашей жизни в Израиле, но есть и другие, к которым быстро привыкаешь и начинаешь считать нормой, хотя, вернувшись на две недели в Москву, я быстро вспомнила, что это не всегда норма.
В России государство - это в первую очередь аппарат подавления, то есть враг. Я сталкиваюсь с государством на границе, когда хочу вывезти из страны законно принадлежащую мне собственность - например, украшения или полученные по наследству предметы старины, а государство почему-то хочет отобрать мою собственность. Мои родители здесь, в Москве, уже несколько лет воюют с этим государством, чтобы наладить отопление в квартире, мои знакомые утверждают, что попасть в руки стражей государственного порядка - это почти то же, что угодить в лапы рэкетиров.
В Израиле от государства чаще ждут помощи и ругают главным образом за то, что оно мало помогает. Израильское государство не воспринимается как аппарат насилия, и все недовольства связаны с тем, что, к примеру, Институт национального страхования слишком поздно выплатил пособие по безработице или что пособия недостаточно. Полицию и армию в Израиле воспринимают как защитников: солдат пропускают в магазинах без очереди.
В стране каждый человек на счету. Следы исчезнувшего несколько лет назад штурмана Рона Арада пытаются обнаружить до сих пор. А в России человек - ноль, единица - вздор, да что там единица -Россия бросила на произвол судьбы 25 миллионов русских в бывших советских республиках.
"КРУГОМ ОДНИ ЕВРЕИ"
ИЗРАИЛЬ составлен из различных общин, самая большая из которых - община из СНГ (примерно 650 тыс. человек), затем следует марокканская община (500 тыс.), польская (275 тыс.), иракская (260 тыс.), йеменская (100 тыс.) и так далее. В последние годы противоречия между общинами обострились из-за скепсиса в отношении идей сионизма, некогда объединявших нацию, а также из-за того, что еврейскому государству, как считается, уже не угрожает уничтожение.
Когда нет опасности или идеи, сплачивающей нацию, возникает внутринациональная грызня, что, кстати, происходит сейчас.
Каждую общину другие наградили прозвищем. Грузины (я имею в виду грузинских евреев) - "золотой зуб", марокканцы - "марокко-нож" (драчливые марокканцы), немцы ассоциируются с профессорами, которые в 50-е годы прокладывали в стране дороги, наконец, эфиопы - это дикие евреи. Когда во время операции "Шломо" фалашей, чернокожих эфиопских иудеев, переправляли на самолете в Израиль, они, как рассказывают, пытались развести костер в салоне, чтобы поджарить дичь.
Массового еврея из СНГ, прикатившего в Израиль в 90-е годы, называют иногда "колбасной алией", намекая на то, что мы приехали "за колбасой", а не по высоким идеологическим соображениям, по которым ехали в Израиль двадцать лет назад. Факт, что у большинства высоких соображений действительно не было и что поехали за лучшей жизнью или просто бежали из советских республик, в которых началась заваруха, но тем не менее не все - "колбасники".
МИФ О РУССКОЙ МАФИИ
В ИЗРАИЛЬСКОМ обществе гуляет легенда о "русской мафии", хотя, по данным израильской полиции, "русской мафии" не существует, и, более того, процент преступности среди репатриантов из СНГ ниже, чем среди коренных израильтян. Если все же говорить о "русской" преступности в Израиле, то это прежде всего бизнес на публичных домах и наркотиках.
Хочу добавить, что внутри самой "русской" общины тоже существуют трения, поскольку эта община неоднородна и включает, скажем, группу ивановских крестьян - белобрысых, курносых, лузгающих семечки, которых все прочие подозревают в том, что они чистокровные русские, тогда как они сами, напротив, считают себя истинными евреями, поскольку, в отличие от остальных, строго соблюдают еврейские традиции.
Еще один забавный нюанс, касающийся национального вопроса, - в одном из интервью израильский министр абсорбции Яир Цабан заявил, что на сегодняшний день в мире в общей сложности насчитывается примерно 40 млн. человек из Пакистана, Индии, Бирмы, Филиппин и других стран, заявивших о своем еврействе и о том, что они готовы немедленно отчалить в Израиль. Среди желающих репатриироваться в Израиль - 4 млн. эфиопов, называющих себя "семитским народом" и, видимо, также рассчитывающих поправить таким образом свое экономическое положение.
Арабы - это главное, что отравляет еврейскую жизнь. Впрочем, Израиль, в отличие от арабской стороны, всегда был за компромисс. Держать под контролем полунищую, революционно настроенную Газу, уровень жизни в которой в семь раз ниже израильского, а плотность населения - примерно 2280 душ на 1 км"sup"2"/sup", почти невозможно. Причем каждый год население Газы увеличивается на 5%. Говорят, что к XXI веку в Газе будет больше миллиона жителей. С другой стороны, политика израильского премьер-министра И. Рабина, который собственноручно начал строительство палестинского государства, - тоже не выход. Абсурд - израильтяне разъезжают по миру, чтобы мобилизовать деньги на создание палестинского государства, а палестинский террор только нарастает.
Я не знаю, возможно ли когда-нибудь разрешить конфликт с палестинцами. Так и живем.