Первое за долгое время телевыступление Александра Солженицына не могло быть рядовым. Самая замечательная мысль известного русского писателя была и самой простой. Как все гениальное.
СОЛЖЕНИЦЫН предложил сделать национальной идеей "сбережение народа". Готовы ли мы себя сохранить и что для этого делать? Единодушия среди наших экспертов нет.
Владимир ШАБАЛИН, академик РАМН, директор НИИ геронтологии Минздрава:
- По нынешней градации, человек в возрасте с 75 до 90 лет считается стариком. Но наша генетическая программа рассчитана на возраст в 120-150 лет. Сейчас тех, кто вышел на пенсию, - 21% населения. Каждый пятый россиянин - как правило, потерянный для общества человек. Однако люди умственного труда сохраняют навыки и умения вплоть до глубокой старости. И если человек не заскучал, "не засох", то он может найти дальнейшее применение своим способностям. Например, преподавать. Знания накапливаются в любой профессии. К тому же люди среднего возраста работают на 60% точнее и тщательнее, чем молодежь.
Поэтому профилактика здоровья должна быть организована как государственная программа. Скажем, в Японии есть государственная программа "В 80 лет - 25 зубов". У нас же врач удивленно спрашивает: "Сколько вам лет? 75? Так в вашем возрасте все болеют!" О каком сбережении населения может идти речь?
Михаил ЗУРАБОВ, министр здравоохранения и социального развития:
- Сейчас приоритет для России - доступность жилья. Представьте себе город с единственным предприятием, с зарплатой на уровне пособия по безработице. Чтобы повысить зарплаты и производительность труда, конкурировать на рынке, предприятие должно сократить число работников на 20-30%. Но другой работы для людей нет и уехать из города им не на что. От этого в России очень низкий уровень территориальной миграции и практически полное отсутствие рынка труда. Без решения проблемы доступного жилья ситуация не изменится.
Сергей КАПИЦА, профессор:
- Насчет сбережения народа я абсолютно согласен с Александром Исаевичем. Для того, чтобы сберечь, недостаточно дать каждому россиянину много денег и пятикомнатную квартиру. Упадок роста населения - гораздо более сложный процесс, цивилизационный сдвиг, который идет не только в России, но во всех развитых странах. С моей точки зрения, это связано с системой ценностей. Но в Москве уже больше казино, чем во всех странах Европы, вместе взятых! Сейчас надо беречь детей. У нас больше беспризорников, чем было после войн - Гражданской и Второй мировой. Нужно думать, какие граждане из них вырастут и какие ценности у них будут.
Гарри КАСПАРОВ:
- России нужно стратегическое видение своего будущего. Когда Солженицын говорит, что он хочет сберечь народ, я верю: это его желание, его взгляд, выстраданный всей его жизнью. А вот в то, что у нынешней власти получится сберечь народ, я не верю.
Борис ВАСИЛЬЕВ, писатель:
- Всякая идея для России - вещь опасная. Была одна идея, большевистская - "Грабь награбленное!". До чего довели прекрасную страну, известно. Сегодня Россия живет в невероятной бедности. Какая идея может нас сплотить? Рождаемость увеличить? Интересно, как - может, завезти самцов из-за границы, раз наши уже спиваются к 50 годам? Не идея нужна России, а законы. Например, о том, что водка должна быть монополизирована государством. Как это было в России раньше. Чтобы был жесткий контроль и запрет всяких подделок. Пить меньше будут, жить дольше - вот вам и сбережение народа.
Валерия НОВОДВОРСКАЯ:
- После всего, что уже наговорил бывший кумир интеллигенции Солженицын, даже эта идея звучит подозрительно. Кроме того, народ - не шкатулка с бабушкиными золотыми червонцами. Кто его должен сберегать? Народ сам должен заботиться, чтобы себя сберечь, никому не давать растрачивать себя на бессмысленные мероприятия, связанные с имперской памятью. Но, поскольку народ этим не желает заниматься, со сбережением ничего не получится. Пропадет такой народ, как швед под Полтавой.
Быль про убыль
ЕСТЕСТВЕННАЯ убыль населения России в последние годы составляет в среднем более 920 тыс. человек в год. Она коснулась большинства национальностей и этносов, проживающих в стране.
В НАЧАЛЕ 90-х потери компенсировались за счет миграции. В 1994 г. миграционный прирост составил 810 тыс. человек. Но в 2004 году в Россию мигрировало всего 39 тыс. человек. И в отличие от, например, стран Западной Европы у нас не просто депопуляция, а настоящий демографический кризис - катастрофически падает еще и "качество" населения.
В стране 2 млн. беспризорников, 12% детей школьного возраста не ходят в школу, 9 из 10 школьников больны. Только в Москве больше сотни тысяч пивных алкоголиков в возрасте до 14 лет. По официальным оценкам, в стране 4 млн. наркоманов. Каждый год преждевременно умирает 450 тыс. трудоспособных мужчин, 300 тыс. россиян в год погибает от табакокурения, 70 тыс. молодых людей умирает от наркотиков. В стране идет процесс "дебилизации" молодежи. Налицо общая деградация населения - и физическая, и духовная.
Однако неутешительные выводы по поводу демографии делал еще М. Ломоносов. В 1761 году он написал трактат "О сохранении и размножении российского народа", в чем видел "величество, могущество и богатство всего государства". Кстати, он же предлагал привлекать в страну иммигрантов, правда, "ежели к тому употреблены будут пристойные меры". По наблюдениям Ломоносова, тогда в православных семьях на 1 тыс. родившихся умирало более 300 младенцев, в мусульманских семьях - 150.
Но, несмотря на проблемы, население России увеличивалось. Дело в том, что в начале XIX века в стране у одной женщины в среднем рождалось до 7 детей. Это один из самых высоких показателей в мире на тот период. Сейчас этот показатель составляет всего 1,3 вместо необходимых 2,2. Поэтому в ближайшее время население России продолжит сокращаться. Малые северные народы могут вообще исчезнуть. Демографический кризис в первую очередь ударит именно по ним. Зато все заметнее будет становиться присутствие в России азиатской цивилизации. Но первой с этой проблемой столкнется все же Западная Европа, которая сейчас намного интереснее для мигрантов.
Смотрите также: