Нынешний век в истории политической жизни России неразрывно связан (нравится это кому-то или нет) с идеей коммунизма и с партией коммунистов.
Одним из объективных показателей, способных прояснить отношение россиян к коммунистической идее и коммунистической партии, мог бы стать уровень поддержки избирателями коммунистов на свободных многопартийных выборах в России.
В ТЕЧЕНИЕ XX века избиратели в России всего три раза могли достаточно свободно и без опаски высказать на выборах свое отношение к идеям коммунизма и коммунистической партии. В первый раз это было в ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание. Второй - в июне 1991 г., когда четыре кандидата-коммуниста (Н. Рыжков, А. Тулеев, А. Макашов, В. Бакатин) противостояли Б. Ельцину на выборах Президента России. Наконец, в третий раз это случилось в декабре 1993 г., когда на выборах по партийным спискам Коммунистическая партия России и открыто прокоммунистическая Аграрная партия России соперничали с одиннадцатью некоммунистическими партиями.
ПАРТИЯ ПРОЛЕТАРИАТА
В 1917 г. за список N 5 - список большевиков проголосовало примерно 30% избирателей, принявших участие в голосовании на территориях, входящих в настоящее время в состав Российской Федерации.
В Москве в 1917 г. за большевиков проголосовало 48% избирателей, в Петрограде - 45 % от принявших участие в голосовании. В таких же сельскохозяйственных регионах, как Курская, Воронежская, Тамбовская, Пензенская губернии, уровень поддержки большевиков (9 - 20%) был существенно ниже, чем в столицах или в таких промышленных регионах, как Тульская, Владимирская, Тверская, Московская, Петроградская губернии (46 - 60%)). Таким образом, большевики в 1917 г. действительно пользовались поддержкой городского пролетариата России.
Год 1991-й: круг замкнулся и распался...
В столицах уровень поддержки кандидатов-коммунистов составил 21% (в Москве) и 24% (в Ленинграде, вновь переименованном в Санкт-Петербург именно в день голосования).
В целом же по России в 1991 г. за кандидатов-коммунистов суммарно проголосовало 32% избирателей. Уровень поддержки коммунистов практически совпал с показателем их поддержки в 1917 г. Но при этом ситуация в регионах России "перевернулась". За семьдесят с лишним лет своего правления коммунисты сумели увеличить число голосующих за них в сельскохозяйственных регионах - но потеряли избирателей в промышленных городах и регионах.
Однако удержаться на уровне 1917 г. и 1991 г. коммунистам не удалось. На выборах 12 декабря 1993 г. в целом по России суммарно за коммунистов и аграриев проголосовал лишь 21% избирателей, принявших участие в выборах.
ГЕОГРАФИЯ АНТИКОММУНИЗМА
НА ВЫБОРАХ 12 декабря 1993 г. произошло событие, которое осталось незамеченным в суете и сумятице подведения итогов, - коммунисты "рухнули" в промышленных регионах. В Москве уровень их поддержки упал до 13%, в Санкт-Петербурге же он опустился до 9%. В Тульской, Владимирской, Московской областях поддержка коммунистов сократилась с 27 - 28 до 15 - 17%".
В сибирских промышленных регионах: Красноярском крае, Иркутской и Томской областях поддержка коммунистов с 28 - 32% упала до 14 - 17%.
В промышленных регионах Урала - Свердловской, Пермской, Челябинской областях уже к 1991 г. коммунистов поддерживало не более 21% избирателей, участвовавших в выборах, а в 1993 г. уровень их поддержки в этих регионах упал до 10 - 12%. В Свердловской области из 1,46 млн. избирателей, принявших участие в выборах, коммунистов и аграриев поддержали лишь 143 тыс. избирателей. Но в наименьшей степени поддержали коммунистов и аграриев северные и дальневосточные регионы.
ПОТЕРЯНО НЕ ВСЕ
ОДНАКО в ряде регионов избиратели 12 декабря 1993 г. все еще достаточно активно голосовали за коммунистов. Это прежде всего группа регионов Черноземья и прилегающих к нему областей: Орловская, Курская, Ульяновская, Пензенская, Воронежская, Липецкая, Белгородская, Волгоградская. Это Башкирия, Чувашия, Мордовия, Марий Эл, где за коммунистов стабильно голосуют 30 - 40% участвующих в голосовании. При этом большинство голосующих за коммунистов - сельские жители, и активная поддержка коммунистов в этих регионах связана просто с наличием многочисленного сельского населения.
Но даже в аграрные регионы проникли антикоммунистические настроения. В Тамбовской области поддержка коммунистов сократилась с 1991 г. на 13%. В Смоленской области, где в 1991 г. 51% избирателей голосовал за кандидатов- коммунистов, в декабре 1993 г. коммунистов поддержало лишь 29% пришедших на выборы избирателей.
КОММУНИЗМ УХОДИТ В ГОРЫ
КОММУНИСТИЧЕСКИМ "заповедником" продолжают, правда, оставаться республики Северного Кавказа. Коммунизм ушел в горы: в Дагестане доля голосующих за коммунистов возросла с 30% в 1991 г. до 72(!)% в 1993 г., в Карачаево-Черкесии рост за те же два года на 10%. В Кабардино-Балкарии и Адыгее коммунисты сохранили свои позиции.
Можно рассматривать как парадокс истории тот факт, что коммунисты, которых на заре своей истории поддержало главным образом население крупных городов, кончили тем, что из партии диктатуры пролетариата превратились в партию аграрной номенклатуры. И если считать, что учение Маркса не только всесильно, но и верно, то коммунистам нужно было бы посыпать головы пеплом и отречься от своих непролетарских избирателей или переименовать себя в эсеров.