В несытые доперестроечные времена ходил анекдот: "Что было раньше, курица или яйцо? - Раньше было все". В последние годы отечественных кур и яиц стало меньше, а дальше их может не стать вообще. По крайней мере, выращенных и снесенных на Томилинской птицефабрике.
В СОВЕТСКОЕ время Томилинское производственное птицеводческое объединение было крупнейшим в Союзе. В 1990 г. здешние куры снесли 676,3 млн. яиц, было сдано государству 6132 т птицы. Производили здесь и мясо, и молоко, и зерно, и картофель, и витаминно-травяную муку... Прибыль объединения составила в тогдашних ценах почти 35 млн. руб. Жить бы томилинцам да радоваться. Но не тут-то было. Если в 1990 г. от каждой курицы получили в среднем 254 яйца, то в 1993-м - всего 220.
В 1992 г. объединение, включавшее несколько птицефабрик, было преобразовано в акционерное общество закрытого типа. Каждая из фабрик стала "сама за себя". Дирекции (когда-то "общей", а теперь только Томилинской птицефабрики) в конце прошлого года было "подчинено" всего 1355 тыс. кур - против 4396 тыс. в 1990 г.
Однако с уменьшением количества птиц голова у дирекции не стала болеть меньше - совсем наоборот. Труд несушек вполне сравним с "людской" работой в горячем цехе. Птичник - действительно "фабрика".
Уходящие в полумрак двухэтажные ряды клеток. 30000 несушек в одном огромном помещении. Между ними - конвейер: непрерывно движущаяся транспортерная лента, "подтаскивающая" яйца к работницам, которые тут же определяют их в магазинные "клетки" и контейнеры. Единственное куриное развлечение здесь - вдоволь поклевать корма.
Накорми курицу не так, или не тем, или просто не досыта - яиц она снесет меньше запланированного. Некондиционные, мелкие, с тонкой скорлупой "в паутинку" - продавать такие не разрешается. Альтернативы кормлению кур нет. Вынь да положь им 4 железнодорожных вагона комбикорма в день.
Раньше на фабрике держали двухнедельный "стратегический" запас корма. Сейчас же кормят птицу "с колес".
...По фабрике нас водил замдиректора Анатолий Сурков. Его объяснения тонкостей здешней жизни то и дело прерывали сотрудники: "Вагоны нашлись?" Оказалось, "потерялись" 6 вагонов комбикорма. Если они не найдутся, уже завтра птицу кормить будет нечем...
"Заблудиться" вагоны умудрились, преодолевая 40 км от Раменского комбината хлебопродуктов. Раньше корма прибывали из Раменского за три часа, теперь же непрерывно случаются какие-то оказии...
Томилинская птицефабрика - одна из 29 в Подмосковье - производит пятую часть "областных" яиц и кур. Когда-то здесь было 2000 сотрудников, теперь -1100. У оставшихся в среднем выходит в месяц не меньше 200 тыс. руб., у директора Анатолия Дадыкина оклад 400 тыс. "Потуже подтянуть пояса", видимо, уже не получится: птичник в 30000 голов обслуживают всего два человека. И увольнение любого из них вызывает панику на уровне дирекции.
Все годы существования объединения для его работников строилось жилье, есть два дворца культуры, столовая с зимним садом. Но люди все равно уходят...
НИ РАЗУ за последние полгода потребители не были должны птицефабрике меньше 700 млн. руб. Есть решение правительства о дотировании 50% стоимости комбикормов. Но Москва дотации не платит вообще, а область упорно "не замечает" инфляции: вместо положенных 50% в I квартале на фабрике получили только 17%.
С 1991 г. комбикорм подорожал в 578 раз, электроэнергия - в 2907, а цена на яйца повысилась только в 257. Фабрика платит налог на землю 3 млн. руб. за гектар против обычных 15 тыс. руб. - из-за того, что расположена в природоохранной зоне. В Томилине прошла приватизация жилья, но содержание поселка стоило в I полугодии 700 млн. руб., а во II, по прогнозам, фабрике придется выложить 1 млрд. 200 млн. Никакой помощи со стороны местной администрации фабрика не получает.