ОМЕРЗИТЕЛЬНОЕ сочинение некоего Леонарда Гендлина, составленное якобы из рассказов замечательной певицы В. А. Давыдовой о ее многолетних интимных отношениях со Сталиным, неоднократно издавалось в ряде стран, в том числе и в России. Во многих газетах даже появились рецензии на этот "роман".
Мы ищем защиты у прессы как самого объективного судьи судеб человеческих. По крайней мере, так считали мы, артисты поколения 30 - 50-х гг., на протяжении всей нашей творческой жизни на сцене Большого театра, и не раз имели возможность в этом убедиться.
В любом искусстве, в том числе и опере, и балете, есть один критерий оценки - наличие таланта. Не умеет артист петь или танцевать - и никакой Кремль, никакие высокие по занимаемой должности лица помочь в создании образа Кармен в одноименной опере или Одетты-Одилии в балете "Лебединое озеро" не смогут.
Вера Александровна Давыдова была выдающейся певицей, яркой представительницей того поколения певцов, которое в истории Большого театра называют великим. И как бы Л. Гендлин ни пытался осквернить имя В. А. Давыдовой, в памяти тех, кто знал ее, работал вместе с ней, кто слышал ее замечательный голос, она останется великой певицей, прекрасным, чистым, высоконравственным человеком.
Если бы мы принялись опровергать нелепые выдумки пресловутого "романиста", не хватило бы всей площади газеты. Вот только один пример: "Вера Александровна чуть не пострадала в буфете Большого театра от вылитой на нее одной из коллег горячей пищи", - пишет Л. Гендлин. ("Это был суп", - "авторитетно" поясняет журналист одной из газет, рецензировавший книгу.) Так нелепейший вымысел как бы обретает правдоподобие, тогда как в буфете Большого театра никогда суп не готовили.
Обида и боль терзают сердце не только потому, что последнее время так много гадкого, несправедливого выливается на страницы нашей печати и захлестывает мир (книга Л. Гендлина была напечатана в Англии, Польше, в других странах, даже в Китае, а последнее издание пришло в Москву на полки книжных магазинов из Белоруссии - Минск, "Крок Уперад", 1994 г.), а потому, что к концу жизни - ведь годы бегут стремительно, - после стольких лет, отданных искусству, которое всегда приносило людям радость и было необходимо, на нас обрушился тяжелый удар клеветы, чудовищных неправд, злобных наветов.
Веры Александровны Давыдовой нет с нами, не выдержало сердце, она умерла. Ушла от нас и Валерия Владимировна Барсова, но мы берем на себя смелость говорить и от их имени.
Никто из нас: ни В. А. Давыдова, ни В. В. Барсова, ни подписавшиеся под этим письмом - никогда "в интимной близости" ни с "отцом народов", ни с его "сподвижниками" не состояли. И, обращаясь через печать к читателям, к народу, мы верим в справедливость, верим в поддержку, такую необходимую в это трудное, напряженное время, и эта вера дает нам право и впредь носить высокое звание народных артистов, считая себя частицей нашего народа.
Б. ЗЛАТОГОРОВА, О. ЛЕПЕШИНСКАЯ, Н. ШПИЛЛЕР - народные артистки СССР.