"...Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов", - написал однажды критик В.В. Стасов, и с его легкой руки балакиревский кружок закрепился в истории под названием "Могучей кучки".
"Могучая кучка" возникла в Петербурге в начале 1860-х годов, когда вокруг талантливого композитора М.А. Балакирева объединились начинающие музыканты - Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Большим другом кружка был В.В. Стасов.
Никто из членов "Могучей кучки" поначалу не относился всерьез к своим музыкальным занятиям, именно талант Балакирева-педагога, его глубочайшие знания теории музыки помогли им стать великими русскими композиторами.
Балакирев и его соратники проводили в жизнь одну из передовых идей своего времени. Российское общество в XIX веке состояло из тонкой прослойки всесторонне образованных, имеющих доступ к достижениям европейской культуры высших классов и безграмотной массы простых людей. Но народ, несмотря на свою бесправность и забитость, являлся носителем многовековой, богатейшей культуры, творчества, которое мы сейчас называем фольклором. Музыка занимала в нем чуть ли не главенствующую роль, она была душой народа.
Сделать музыку профессиональных композиторов понятной народу и, в свою очередь, открыть для всех сокровищницу музыки народной - вот цель членов "Могучей кучки". В творчестве Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского эта цель была достигнута.
Сам Балакирев широко использовал народную музыку в своем творчестве, она украшает его симфонии, увертюры, фантазии, картины, романсы. В 1866 году выходит сборник русских песен, записанных композитором в Приволжье.
Кроме того, Балакирев и его друзья мечтали сделать музыкальное образование доступным для всех. В конце 1862 года была открыта Бесплатная музыкальная школа. Одаренные молодые люди, не имеющие возможности платить за частные уроки, обучались пению, теории музыки, игре на скрипке. Хор и оркестр из слушателей школы выступали с концертами.