За 9,5 месяца прошлого года в московском метро зафиксировано 670 случаев отмены поездов, 110 повреждений, 6 столкновений, 1 пожар, 1 авария и 3 крушения.
КАК всякая искусственная система, метро - огромный механизм, а экстремальная ситуация случается в любом механизме, когда им начинают пользоваться не по инструкции. В метро эту инструкцию опаснее всего нарушать на эскалаторе. Самая трагическая катастрофа связана именно с ним. На станции "Авиамоторная" 17 февраля 1982 г. сорвался поручень, эскалатор начал разгоняться, а оба тормоза - рабочий и аварийный - не сработали.
Потом долго еще говорили, что люди проламывали балюстраду из пластика и падали в шестерни машин. К счастью, это только слухи: эскалатор так устроен, что этого не может случиться. Пластик действительно ломался (его толщина 3 мм), но опасность была не там, а у подножья эскалатора, на выходной площадке. Тут в давке за 2 минуты 30 человек получили травмы и 8 погибли.
Опыт катастрофы показал, что на ускорившемся эскалаторе единственно верное решение - перескочить через балюстраду на соседнюю лестницу.
Слава Богу, катастрофы все же редки, а вот всякие мелкие неприятности случаются постоянно. Например, если у вас вдруг на эскалаторе раскрылся атташе-кейс, лучше не пытаться лавировать среди чужих ног - хорошего не выйдет. Дежурный обязан остановить машину. Если же помощь запаздывает, в экстремальной ситуации можно повернуть ручку аварийного тормоза на балюстраде эскалатора.
Отдельно приходится говорить о детях. "Лестница-чудесница" - многотонный механизм, и именно с ним наедине оставляет своего ребенка мама, отвлекшись на разговор с подругой. Ребенок трогает поручень снизу и попадает под него пальцем. Кроме того, если его не держать за руку, он может упасть и пальцами попасть под гребенку. Нередки случаи, когда под гребенку попадают и несчастные собачьи лапы...
Экстремальные ситуации на платформе бывают реже, и тем не менее... Умный пассажир никогда не станет ждать поезда там, где вышел на платформу, - он пройдет к более пустым вагонам. Такой пассажир не отпустит руку ребенка, стоя на платформе, а уж если что-то уронит на путь, не станет отчаянно прыгать вниз на рельсы - он знает, что у дежурного по станции есть специальные изолирующие клещи.
Что делать, если вы все же оказались на пути? Прежде всего не стоит пробовать подтянуться, уцепившись за край платформы: именно под ней идет 800-вольтовый контактный рельс, и хотя он укрыт кожухом, лучше его изоляцию не испытывать. Если поезд еще не въехал на станцию, надо бежать в начало платформы - вы успеете, потому что машинист и так начнет притормаживать. Если поезд уже показался, остается лечь между рельсами - глубина лотка рассчитана на то, чтобы ходовая часть вагона не коснулась лежащего человека.
Когда на ваших глазах кто-то упал между вагонами стоящего поезда, вы успеете подать знак машинисту - перед отправлением он смотрит в зеркало заднего вида. Круговые движения рукой означают "стоп".
Если вы заметили бесхозный чемодан, коробку, сумку, не торопитесь проверять, что там такое. На случай, если в коробке "что-то тикает", на каждой станции есть специально оборудованная комната, где подозрительная находка дождется саперов.
И последнее. Как каждая искусственная система, наше метро рассчитано, в общем-то, на нормальные границы поведения. Это значит, что брошенная на платформе банановая кожура - почти готовая трагедия, пьяный на эскалаторе - угроза сразу для нескольких пассажиров. А стоит не придержать за собой входную дверь, как следующий за вами человек имеет все шансы получить типичную городскую травму - прямой удар в лоб. В принципе элементарная вежливость, не требующая особых усилий, оградит вас от множества неприятностей.