Примерное время чтения: 5 минут
99

ОНИ "ВЕРНУЛИСЬ" НА РОДИНУ В ВИДЕ СКУЛЬПТУРЫ. Олег и Людмила все еще танцуют

Летом 1994 года в Санкт-Петербурге была установлена бронзовая скульптура, изображающая знаменитую пару фигуристов - Людмилу Белоусову и Олега Протопопова. Тех самых, которые 22 года назад во время очередных гастролей покинули страну и остались в роли беженцев в Швейцарии. "Мы уехали не по политическим мотивам, - говорил позднее Олег, - нам просто необходима свобода творчества, мы будем делать, исполнять лишь то, что нам по душе!.."

НО ВЕРНЕМСЯ к истокам их взлета и славы. Тридцать лет назад спортивный мир облетела сенсационная весть из Инсбрука: там на зимней Олимпиаде Людмила и Олег завоевали золотые медали в парном катании, "сокрушив" авторитет многократных чемпионов мира и Европы Марики Килиус и Ганса-Юргена Боймлера из Германии.

ТЫ - СТУДЕНТКА, Я - МОРЯК

ПЕРВОЙ олимпийской победе Людмилы и Олега предшествовало целое десятилетие драматических событий в их личной спортивной жизни.

Людмила Белоусова родилась в Ульяновске, в семье кадрового офицера, а затем с семьей переехала в Москву.

Олега воспитывали мать, Агния Владимировна, профессиональная балерина, и отчим, поэт Дмитрий Цейзэр. Из-за многочисленных гастролей мать часто брала Олега в поездки по стране, он подружился с музыкантами и даже мечтал работать в оркестре.

1953 год стал знаменательным для будущих олимпийцев: они случайно встретились на соревнованиях в Москве.

В результате моряк и студентка продолжали подготовку в Ленинграде в группе тренера Орлова, но уже после первого сезона обнаружилась психологическая несовместимость наставника и учеников. Перед началом очередного сезона Орлов категорически заявил: "Я решительно против "космополитизма", против использования "западной музыки". Олег же твердо возразил: "А я всегда буду преклоняться перед "гигантами" из Европы - Бетховеном, Листом, Сен-Сансом, как и перед Чайковским".

Людмила и Олег ушли из группы Орлова и тренировались самостоятельно на ледовом катке в Воскресенске под Москвой. Их даже называли "отшельниками". Так родились романтическая композиция "Грезы любви" на музыку Листа, танец "Размышление" на музыку Массне.

Весна 1962 г. стала счастливой для дуэта: старт на мировом чемпионате в Праге показал мастерство фигуристов в новом свете. К тому моменту пара Татьяна и Станислав Жук перешла в ледовое шоу, и роль лидеров помогла Людмиле и Олегу почувствовать свою силу и бросить вызов западным звездам. "Романтики" из России завоевали в Праге серебряные медали. Затем - блестящая победа в Инсбруке. С 1965 по 1968 г. они доминировали на всех чемпионатах Европы и мира. И в творческом плане наконец осуществили свою мечту, исполнив спортивную программу под мелодию "Лунной сонаты" Бетховена. Это был сплав спорта и высокого искусства. Итогом этих поисков стала и вторая олимпийская победа в 1968 г. в Гренобле.

Разумеется, после триумфа в Гренобле вполне реальной казалась и третья олимпийская победа. Людмила и Олег и не скрывали своей цели, они были полны оптимизма. Но именно в этот момент в мировом фигурном катании произошел качественный скачок с приходом новой "волны" талантов. В 1969 г. состоялся дебют 20-летней Ирины Родниной и ее партнера Алексея Уланова на мировом чемпионате в Колорадо-Спрингс. И сразу же золотые медали! Вторыми были Тамара Москвина и Алексей Мишин, третьими - Белоусова и Протопопов. Виртуозные сложнейшие комбинации, каскады прыжков в сочетании с ураганным темпом - вот что определило привлекательность новой ледовой "моды". Причем она утвердилась на катках мира на целые десятилетия.

ПОВТОРЯЯ ДРУГИХ, НЕ СТАНЕШЬ ПЕРВЫМ

В СВОЕМ дневнике 60-х гг. Олег записал изречение Микеланджело: "Тот, кто идет за другим, никогда не будет впереди". Людмила и Олег избрали путь борьбы за свой стиль до конца. В турнирах они выступали вплоть до зимы 1972 г. А затем вышли на лед в роли солистов Ленинградского балета на льду. К сожалению, их новые идеи не находили понимания у руководства балета, и они остались в Швейцарии.

Верность своему стилю стала для них своего рода религией. А позднее они с радостью обнаружили, что созданные ими композиции, танцы вдохновляют и новое поколение фигуристов. Разве не символично, что олимпийские чемпионы Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев, представляя на всех чемпионатах школу Санкт-Петербурга, рискнули взять для своей очередной программы музыку Листа "Грезы любви"!

Сейчас Людмила и Олег живут в Швейцарии. Время от времени они появляются в новых ледовых шоу, демонстрируя удивительное спортивное долголетие. К ним едут за советами, консультациями, и всякий раз гости убеждаются в том, что за каждым ледовым номером стоит не просто поиск новых образов, а целая философия. Мода в фигурном катании может сделать крутой поворот еще не один раз, но все равно фигуристы следующего поколения как бы заново открывают огромный мир, созданный ценой самоотречения, терпения и мужества Белоусовой и Протопоповым. "Грезы любви" никогда не стареют!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно