Человек начал вооружаться "с пеленок" - как только слез с дерева. Тогда палка-копалка была равно хороша для рытья земли и битья по голове. Однако воин, а не землепашец всегда представлял собой "выставку достижений" своей цивилизации.
В ПСИХОАНАЛИЗЕ оружие - это фаллический символ, который воспринимается, как правило, без эротической подоплеки - просто как символ мужественности. Насколько покупка оружия призвана компенсировать недостаток мужественности? Настолько же, насколько обладание оружием может дать любому щенку чувство, что он супермен. А ведь может! Кому из державших в руках оружие не знакомо это! Особенно боевое, особенно в первый раз. Как сказал Мао Цзэдун, винтовка рождает власть.
В России вооруженность и безоружность, как и многое другое, всегда подчинялись соображениям политической целесообразности. Надо было красным одолеть белых - вооружили полреспублики, а коммунистов - так всех подряд. А когда начались репрессии, вышел закон: сдать оружие. Индивидуальная независимость при советской власти всячески подавлялась. Вспомнить хотя бы позорный закон 70- х годов о превышении пределов необходим мой самообороны - тогда человек, решившийся себя защищать, был для государства опаснее, чем преступник. Впрочем, нынешний закон не многим лучше.
СВОБОДА УБИТЬ И БЫТЬ УБИТЫМ
ЧЕМ больше степень свободы в обществе, тем больше прав у населения вооружаться. Когда в стране анархия, оружия нет только у ленивого. Но только свободное общество воспитывает индивидуалистов, способных действовать и отвечать за свои действия. Когда в последние годы существования Союза был впервые поставлен вопрос об оружии в обществе, вслед за ним встал и еще один: а вы представьте себе очередь за колбасой, в которой стоят исключительно обладатели карманной артиллерии?.. Крыть было нечем.
Свобода убирает с пути не только препятствия, но и подпорки. Это породило в нашем обществе возросшую неопределенность ситуации. А неопределенность может вызвать у живого существа одно из трех базовых отрицательных эмоциональных состояний - или депрессию, или тревогу, или агрессию - естественная биологическая реакция. Все три состояния могут побудить к покупке ствола: тревога - для защиты, агрессия - для нападения, депрессия - для самоубийства. И побуждают.
В США, где у населения скопилось 216 млн. стволов, ежегодно в целях самообороны используется едва ли не каждый сотый. По подсчетам адептов свободной продажи, оружие ежегодно спасает от бандитских пуль 400 тысяч жизней добропорядочных американцев: как правило, преступники боятся вооруженных домохозяек сильнее, чем полицейских.
С агрессивностью и депрессией в Америке получилась совсем интересная статистика. Оказывается, преступный мир там стреляет вдвое реже граждан - всего-навсего по миллиону раз в год. А на каждое применение оружия для самообороны приходится по 37 самоубийств с его использованием.
Так продавать или не продавать? Америка, что называется, уперлась, лишний раз доказав, что между двумя крайними мнениями лежит не истина, а проблема.
Наши милицейские чины категорически против свободной продажи оружия и опровергают самый ходовой довод ее сторонников (у честного гражданина должно быть чем защититься от преступника) контрдоводом: если начнут вооружаться граждане, преступный мир постарается превзойти их арсенал и количественно, и качественно.
ПЕРЕСТРЕЛКУ ЗАКАЗЫВАЛИ?
НЕВООРУЖЕННЫЙ в компании бряцающих оружием чувствует себя голым и, естественно, тоже хочет вооружиться. И если закон не разрешает вооружаться, его будут нарушать. А нарушением закона об оружии у нас упиваются сейчас сотни тысяч.
Если вопрос о либерализации торговли оружием, вопреки сопротивлению правоохранительных органов, всплывет в парламенте, законодателям неплохо было бы знать: запретить ее будет бесконечно труднее, чем разрешить. И не надо обольщаться: в случае разрешения нынешняя дилемма "либо человек вооружен и защищен, либо безоружен и беззащитен" заменится на другую - "погибать от неосторожного обращения с оружием или от пули преступника". Что выбрать -дело вкуса, потому что человеках ружьем бояться надо, особенно если: а) ты безоружен; б) вооружен хуже; в) вооруженный - дурак, или трус, или неуч, или слишком возбужден, а также пьян; г) вооруженных много, так как 100 стволов дают в 100 раз больше шансов, что один из них случайно выстрелит. А также во всех прочих случаях.
Что же делать, если встречи избежать не удалось? Вывод специалистов по экстремальным ситуациям довольно пессимистичен: в вашей власти только одно - не делать резких движений. Против лома нет приема, и, если вы не бывший спецназовец, не пытайтесь проявлять героизм. "Качать маятник", уворачиваясь от пуль, умели только герои "Момента истины" Владимира Богомолова.
Если вы попали в уличную перестрелку, лучше всего, не боясь испортить костюмчик, сразу залечь. В противном случае его могут попортить, но уже вместе с вашей шкурой. Далее, как советуют армейские наставления по тактике: залег - отползи. Конечно, это мало чем отличается от рекомендации ползти на кладбище, накрывшись белой простыней, однако даже самое плохое укрытие куда надежнее, чем вовсе никакого.