МНОГО лет я преподаю основы безопасности жизнедеятельности, являюсь профессором кафедры безопасности Московского института открытого образования, членом экспертного совета по ОБЖ Министерства образования и науки. Мы все наблюдаем, что возник новый, особо жестокий вид терроризма, изначально планирующий смерть заложников. Для борьбы с ним не годятся ни старые инструкции, ни старые установки. Если не признать новых реалий и допущенных ошибок, не сменить ориентиры сейчас, то в будущем нас ждут новые потери.
ТЕРРОРИЗМ, к которому привыкли силовики, носил ярко выраженный экономический или транспортный характер. Бандиты захватывали людей, чтобы получить мешок денег, самолет, немного рекламы и прямой коридор для бегства. Захватчики отпускали детей и женщин, давали заложникам есть и пить, разрешали ходить в туалет. Далее мог возникнуть "стокгольмский синдром" - близость и симпатия между бандитами и их жертвами. Исходя из этого, разрабатывались инструкции и рекомендации спецслужб для организаций и граждан, попавших в заложники. Эти же рекомендации вошли в учебники ОБЖ, которые наставляют детей, как правильно вести себя в экстремальных ситуациях. До сегодняшнего дня в рекомендациях некоторых подразделений УФСБ террористы представляются кем-то вроде симпатичных ребят из Армии спасения, которые никого и пальцем не тронут, если заложники останутся на местах, будут вести себя мирно, разговаривать тихо и вежливо, воздержатся от резких движений и станут выполнять требования бандитов. Теперь вспомните Беслан. ИМЕННО ТАК И ВЕЛИ СЕБЯ ЗАЛОЖНИКИ. Но многих ли это спасло?
Сегодня мир столкнулся с исламским терроризмом. Он в корне отличается от европейского. Фанатикам-смертникам не важно общественное мнение, они равнодушны к обвинениям в жестокости. В борьбе за идею они не ценят даже собственную жизнь. Так можно ли заложникам ждать от этих людей милосердия? Стокгольмский синдром уже невозможен. Смертники никогда никого не отпустят из своих рук. Для них чем больше жертв, тем лучше. Каждый заложник, который заходит в заминированное здание или готов повиноваться террористу, на самом деле подписывает себе смертный приговор. Количество жертв во время последних терактов доказывает это. И события в Беслане при наличии альтернативных инструкций могли развиваться по другому сценарию. Директор школы, после того как террористы проявили свою жестокую сущность, должен был дать команду: "Спасайся, кто может!" И дети должны были броситься врассыпную. Преступники не могут стрелять по каждому в отдельности и по всем одновременно. Я не говорю, что удалось бы избежать жертв. Но их было бы гораздо меньше.
Некоторые типовые рекомендации устарели - это факт. Но именно по ним сегодня в каждой школе пишутся горы документации. Огромное количество людей переводят бумагу и занимаются формалистикой. Например, для каждого из 4 тыс. образовательных учреждений Москвы нужно собрать кипу бумаг объемом около 200 страниц. Но из всего этого многообразия актов, планов, инструкций, справок в критической ситуации силовикам пригодится разве что схема здания, которая должна храниться в ближайшем отделении милиции. Уверяю вас как специалист: даже если в каждом здании иметь все многочисленные планы, расставить сторожей, разложить противогазы и огнетушители, провести учения - это не отвратит и даже не отдалит теракта. Нужны экономические, политические, правовые, психологические решения, изменение настроя в обществе, улучшение разведывательной и профилактической работы спецслужб.
Особенно важно изменить качество и подход к обучению взрослых и детей основам безопасности жизнедеятельности. Этот школьный предмет традиционно давал детям полезную информацию и теоретические знания, но не всегда - НАВЫКИ ПОВЕДЕНИЯ. Судя по видеоматериалам, у некоторых заложников в Беслане не было никаких навыков выживания и самоспасения, а только представления о "правильных" действиях, заложенные устаревшими рекомендациями. Пора пересмотреть старые нормы и правила!