Примерное время чтения: 6 минут
569

ПОЧЕМУ СЛЕДОВАТЕЛЬ ОТКАЗАЛСЯ ВЗЯТЬ 20 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ ЗА МЕЛКУЮ УСЛУГУ. Король финансовых пирамид

В середине 1994 г. во двор дома, где живет нынешний генеральный директор АО "СТОА Ситроен" Гурам Шашикашвили, въехали пять машин, в одной из которых находился президент АООТ корпорации "Техинвест М" Давид Давтян.

ВООРУЖЕННЫЕ люди поднялись по ступенькам, позвонили и достаточно невежливо объявили хозяину, что с ним хочет поговорить их босс. Если же дверь им не откроют, они обещали взорвать ее. Гураму Шашикашвили ничего не оставалось делать, как отправиться с боевиками Давтяна в свой офис "СТОА Ситроен" на улицу Полбина. Там, в присутствии нескольких авторитетов уголовного мира, подставив дуло пистолета к виску Гурама, Давтян стал требовать, чтобы тот написал заявление об уходе с должности по собственному желанию. Одновременно пытался выпытать, кому и сколько нужно заплатить, чтобы беспрепятственно получить лицензию на владение станцией технического обслуживания "Citroen".

Зачем потребовалось Давтяну, 31-летнему кандидату физико- математических наук, владельцу "мощной корпорации", которая обещала вкладчикам до 1000% годовых, идти на такие крайние меры?

Финансовая пирамида, построенная Давтяном, к тому времени стала трещать по швам. "Техинвест М" собрала в виде вкладов не один десяток миллиардов рублей. В октябре 1994 г. в офис корпорации стали толпами ходить возмущенные вкладчики и требовать свои дивиденды. Сроки выплаты несколько раз переносились, и когда наконец стало ясно, что их попросту водят за нос, около трех тысяч человек подали заявления в правоохранительные органы.

В дело вступил отдел по борьбе с экономическими преступлениями Таганского РУВД. Первая встреча оперуполномоченного Игоря Нарышкина и Давида Давтяна носила дружественный характер: богатый предприниматель вежливо попросил милиционера прекратить проверку "Техин- веста" и обещал в знак признательности подарить ему либо 20 тыс. долларов, либо французский автомобиль "Ситроен". Нарышкин от подарков отказался, и не зря. Как выяснилось позднее, это была со стороны Давтяна чистой воды провокация. В обыкновенной стенной розетке была установлена видеокамера, снимавшая всю беседу. Потом эта пленка оказалась у начальства Нарышкина.

Чуть позже состоялась еще одна встреча опера с Давтяном, но уже на улице. Президент "Техинвеста" в открытой форме порекомендовал оперативнику закрыть дело по-хорошему, иначе могут пострадать жена и дети. При этом Давид подчеркнул, что у него, мол, есть мощная "крыша" среди высших чинов МВД и ФСК, и, не стесняясь, назвал пару- тройку влиятельных имен.

Параллельно с этими разборками Давтян вел борьбу за станцию техобслуживания "Ситроен". Это была последняя соломинка, за которую он мог ухватиться. Его не интересовала эксплуатация этого объекта. Единственное, чего желал коммерсант, - это, получив СТОА в собственность, взять кредит в банке и таким образом подтвердить свою экономическую состоятельность. Что и позволило бы "Техинвесту" выплатить часть дивидендов вкладчикам, построить еще одну пирамиду и закрыть возбужденное против него дело.

ЭТО развязка эпопеи с "Ситроеном". А началось все в 1992 г., когда российская организация "Оптинторг" (сотрудником которой являлся Гурам Шашикашвили), объединившись с 32- м автокомбинатом г. Москвы и "Оливье ЛТД" (дочерним предприятием французской фирмы "Компани Оливье", во главе которой стояла родственница Давтяна Маргарита Цамерян), учредила станцию технического обслуживания автомобилей "Ситроен". 45% вложенного капитала принадлежало "Оптинторгу", 45% - автокомбинату, и только 10% -"Оливье ЛТД". Функции распределялись таким образом: автокомбинат выделял рабочую площадь и часть оборудования. "Оливье ЛТД" в лице бывшей гражданки Армении (а ныне - Франции) Маргариты Цамерян выступала гарантом перед французской стороной и на этой основе поставляла автомобили и запасные детали напрямую с завода во Франции. "Оптинторг" в лице Шашикашвили осуществлял генеральное руководство станцией, инвестировал деньги в рекламу и инфраструктуру помещений (всего около 1,5 млрд. руб.), а также занимался подбором кадров.

В конце 1992 г. число машин марки "Ситроен", требующих техобслуживания, увеличилось до 3,5 тысячи, и поэтому было принято решение найти территорию побольше. Москомимущество подобрало объект гражданской обороны (бомбоубежище) на ул. Полбина. Через некоторое время было получено разрешение за подписью Лужкова, которое позволяло сделать надстройку над бомбоубежищем. Застройщиком и балансосодержателем этого здания выступила еще одна российская организация - "Комплексстрой". В феврале 1994 г. СТОА "Ситроен" переехала в новое здание, в которое было вложено порядка 4 млрд. рублей (в ценах 1992 - 1993 г.). При переезде "Оптинторг" выкупил 45% акций у 32-го автокомбината и стал полноправным владельцем 90% капитала СТОА "Ситроен".

Почти сразу же в Москомимущество отправляются соответствующие бумаги, чтобы получить здание и подвал в собственность. Но свидетельство на владение заместитель председателя Москомимущества С. Б. Бенедиктов выдать отказывается, ссылаясь на то, что право владения СТОА имеет "Оливье ЛТД", так как является основным владельцем акций.

Оказывается, пока велось строительство нового помещения, Маргарита Цамерян с Давидом Давтяном сочинили бумагу, где было указано, что 100% капитала СТОА владеет "Оливье ЛТД", а не какой-то "Оптинторг". Эти документы таинственным образом попадают в панку, которая хранится в Регистрационной палате. Тут же "Техинвест М" выпускает лотерейные билеты, которые дают право выигрыша автомобиля "Ситроен", одновременно Давтян начинает зондировать почву - какой кредит можно взять в банке, если заложить станцию со всеми ее потрохами.

Когда о сделке между Давтяном и Цамерян стало известно представителям "Оптинторга" и "Комплексстроя" и они попытались обратиться с жалобами в соответствующие органы, Давтян просто-напросто посоветовал "не дергаться", так как в ином случае "кого-то найдут мертвым". При этом глава "Техинвеста" прямо заявлял, что у него давно все куплены.

СЕГОДНЯ, пока органы МВД отыскивают следы Давида Давтяна, против которого возбуждено уголовное дело по ст. 147 (ч. III) УК (мошенничество), станция "Ситроен" продолжает свою работу, но в немыслимых условиях. Свидетельство на владение до сих пор не выдано, завод "Ситроен" в Париже работать напрямую со станцией в Москве отказывается, ссылаясь на неясную ситуацию, сложившуюся вокруг здания на ул. Полбина. А вкладчики (в основном пожилые люди) АООТ "Техинвест М" пытаются через суд вернуть свои деньги.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно