Примерное время чтения: 5 минут
127

ОСТОРОЖНО: ФАЛЬШИВКА! Как не надо писать сочинения

С недавних пор буквально на каждой станции московского метро встречаешь людей, торгующих голубыми и розовыми брошюрками "100 сочинений для школьников и абитуриентов". Продаются они по цене от 8 до 12 тысяч рублей, и, надо сказать, разбирают их граждане довольно бойко.

ОСОБЕННО активно приобретают книжечку бабули, выкладывая, возможно, последние оставшиеся от невеликой пенсии рублики, чтобы облегчить жизнь любимым внучкам. Бедные - если бы они знали, на что тратятся! Я полистал сие издание и пришел в ужас! Этакого бреда не сыщешь, наверное, в тетрадке даже у самого распоследнего, отпетого и безнадежного двоечника, который будет ну просто Львом Толстым по сравнению с автором (авторами?) опусов, помещенных под мягкой обложкой. Вот, скажем, как потенциальным абитуриентам предлагается писать о "Будущем в пьесе Чехова "Вишневый сад":

"Образы Ани и Трофимова вызывают мои симпатии. Мне очень нравятся такие черты, как непосредственность, искренность, красота чувств и настроений, а также вера в светлое будущее своей Родины. Не нравится мне то, что у Трофимова недостает непримиримости к классовым врагам. А я хотел бы видеть Аню и Петю как настоящих русских людей, которые все силы отдают борьбе за счастье своего народа".

Полагаю, "двойка" за эти задушевные откровения, допустимые разве что в сочинении третьеклассника, гарантирована, если только преподавателя во время чтения о "классовых врагах" не "хватит кондратий"...

А вот что сказано о "Евгении Онегине" - романе, в котором отразился век":

"Какова же главная мысль, главная идея "Евгения Онегина"? Читая роман, кажется сначала, что автор никакой идеи в свой роман не вкладывал. Но если внимательно всмотреться в ту жизнь, которую рисует Пушкин... то поневоле приходишь к определенным выводам: неправильно, нехорошо устроена та жизнь, которую описывает Пушкин". Вот такое редкое по глубине умозаключение...

Вообще, колоссальные упрощения, примитивизация, обилие общих, ничего не значащих фраз, бездоказательные утверждения, набившие оскомину штампы характерны для всего сборника. Я уж и не говорю о стилистическом убожестве сих творений! Впрочем, иногда безымянный спец по письменным работам позволяет себе пооригинальничать:

"Если говорить откровенно, мне Булгаков не нравится. Я люблю, когда о большом и сложном пишут просто и доступно. Как, например, у А. Толстого в романе "Петр I" или у Шолохова в романе "Тихий Дон". Кстати, в последнем как раз и описывается гражданская война и революция. (Что вы говорите? Кто бы мог подумать! - И. П.) Но я отдаю дань таланту Михаила Афанасьевича Булгакова. Это истинно русский писатель".

И на том спасибо. Ну а к кому нам советуют питать симпатии? Вот ответ:

"Мне нравится Рахметов. Он обладает теми качествами, которых не хватает Базарову. Я восхищаюсь его упорством, волей, выносливостью, умением подчинить свою жизнь избранному идеалу, смелостью, силой. Мне хочется хоть немного быть похожим на Рахметова".

Конечно, сегодня не очень-то в духе времени быть похожим на революционеров, но, видимо, авторы брошюры идти в ногу с этим самым временем особо и не стремятся. Я бы даже сказал: маленько подотстали. Убедитесь сами:

"В настоящее время наша страна успешно завершила строительство социализма и идет по пути дальнейшего развития к коммунизму. (Эх, милые, кабы так!.. - И. П.) Маяковский верил, что идеи коммунизма восторжествуют, и боролся за светлое будущее народа. Поэма "Хорошо"... учит нас любить народ, Родину, ненавидеть врагов, зорко стоять на страже мира".

Прямо не сочинение, а клятва юного пионера. Обожает автор патетику, "высокий штиль", с помощью которых пытается замаскировать убогость мысли. При этом некоторых произведений, о которых пишет, он явно не читал. Иначе как объяснить такие строчки о поэме А. Блока "Двенадцать"?

"Революция изображена у Блока с человеческим лицом (!!! - И. П.), а не с кровью и убийством. Революция Блока несет добро и справедливость..." То есть либо убийство Катьки автор считает невинной шалостью, либо вообще о нем не ведает...

НЕКОТОРЫЕ "сочинения" являются ничем иным как биографической справкой, текст других явно позаимствован из различных предисловий и послесловий. Так, "сочинение" по роману "Мастер и Маргарита" представляет собой слегка сокращенный вариант вступительной статьи Евгения Сидорова к однотомнику "Избранного" М. Булгакова, выпущенного в 1988 году издательством "Художественная литература". Писаки не удосужились даже хоть немного замаскировать свой плагиат.

Лица, подготовившие к печати весь вышеуказанный идиотизм, скрылись за таинственной вывеской фирмы "КЕЛВОРИ". Вероятно, ушлые дядьки сорвали на изготовлении этой халтуры неплохой куш. К сожалению, подобным умникам в нынешнее нецивилизованное время нередко удается заработать на нашей доверчивости и... недостатке образования. Давайте же не будем лопухами и перестанем помогать обогащаться всяким проходимцам. Не хватайте на книжных развалах учебные пособия сомнительного содержания. Они принесут только вред. Конечно, толковый человек быстро сообразит, что цена этим "образчикам изящной словесности" - копейка, но деньги-то зачем на ветер бросать? Лучше купить на них настоящую хорошую книгу - того же Булгакова, например...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно