Борис Ельцин... Фигура, постоянно обсуждаемая, все чаще проклинаемая, но остающаяся в центре общественного внимания. Будучи человеком непредсказуемым, Президент России не дает соскучиться ни своим противникам, ни своим сторонникам.
Меняя политический облик, Ельцин выживает, опровергая многочисленные прогнозы. Но сколь велик ресурс подобного выживания? И на каком повороте своего слалома он сломает себе шею?
МНОГИХ сегодня волнует вопрос, сколь глубоко связан режим Ельцина с фигурой Ельцина. Многие сторонники режима утешают себя тем, что Ельцин как личность легко отделим от режима. И Черномырдин, а на худой конец, и генерал Лебедь способны спасти политическое "статус-кво", заменив собой Ельцина.
Но это не так. Режим Ельцина и сам Ельцин связаны друг с другом прочнейшими связями. Нынешняя Конституция России сделана "под Ельцина" и обусловлена его личными качествами. Он дорого "заплатил" за эту Конституцию. Он выходил из Политбюро, падал в реку, претерпевал травлю, залезал на танк, палил по "Белому дому"... Ни один преемник Ельцина не получит такой подарок, как Конституция с неограниченными правами первого лица, просто так - "на халяву".
Даже хунта (то есть коллективное руководство) невозможна на базе ельцинской Конституции. "Первый среди равных" сразу станет "первым без равных". Изменение же Конституции возможно через порочное кулуарное перераспределение полномочий между центром и регионами в пользу последних. В нынешней ситуации это чревато распадом России.
Вот почему фактор Ельцина (не сам Президент с его вывертами и причудами, а политическое "поле", обозначаемое его именем) приобретает особое значение.
ТАЛАНТЛИВЫЙ "БАЙДАРОЧНИК"
ПОЛИТИЧЕСКАЯ жизнь напоминает реку со стремнинами и водоворотами. По ней плывут "байдарочники". Одни из них сразу тонут. Другие - блестяще огибают препятствия. Одним из лучших политических "байдарочников" страны является Президент России Борис Ельцин. Умники, которые фыркают по поводу его плохого воспитания, могли бы вспомнить известную гангстерскую поговорку: "Если он такой умный, то почему он такой мертвый?" "Убитые" им политики обзывают его и "пьяницей", и "дикарем", и "политической бездарностью". Но эта "бездарность" пережила Кравчука и Шушкевича. Эта "бездарность" вырулила в ситуациях, которые казались непреодолимыми.
Особый политический талант Ельцина связан с потрясающей чувствительностью по отношению к опасности и способностью стремительно реагировать на эту опасность, выходя из-под очередного удара. Стратегия не является сильной стороной Президента. Он тактик. Он не способен менять направление реки, выстраивая плотины и роя обводные каналы. Обладая нулевым политическим горизонтом, он блестяще отражает именно текущие опасности. Он не задумывается над тем, что даст подобное отражение политическому процессу.
Ярчайшими примерами были и Беловежье, и октябрьский переворот.
Будучи припертым к стенке и чуя политическую опасность, он делает сильный ход и вырывается из капкана, подобно дикому зверю. Не обладая воображением и даром стратегического предвидения, Ельцин выбирает сильные, но не оптимальные шаги в критических ситуациях. А преодолевая эти ситуации, он вообще забывает о необходимости извлекать из победы стратегический, долговременный результат.
Думай он побольше о будущем, он мог бы извлечь из августовской победы и из победы на референдуме весной 1993 года совсем другие дивиденды. Но он не умеет пользоваться плодами побед. Нет опасности, не маячит она на горизонте - ну и ладно! Попируем по случаю удачного избавления. А там, глядишь, само собой "рассосется"! Оказавшись заложником своего звериного чутья и таланта быстрого реагирования, Ельцин сейчас попал в такую ловушку, из которой уже не может вывести ни это чутье, ни талант "байдарочника". Время требует другого. Ельцин вроде и пытается изменить свою политическую технологию, но... совсем не в ту сторону.
Речь идет о политике, которая постоянно усложняет расстановку сил. Группы влияния расщепляются, опутываются, переплетаются. Новый расклад путает карты у всех старых игроков и дает отсрочку кремлевскому центру. Но, получив временный реванш, центр становится еще более неустойчивым. Он проявляет в очередной раз политическую виртуозность и... еще более запутывает всю систему политических координат, постепенно приводя власть к закату.
ПРИЧИНЫ ЗАКАТА
ЧЕЧНЯ - это российский Карабах. Многим казалось, что маленький Карабах не может взорвать сверхдержаву. А он взорвал. Хребет России ломают не в Чечне, а через Чечню. Ломают наглядно, жестко, а Ельцин пытается быть "над схваткой". Создав из Чечни "сливной бачок" и спуская в него очередных конкурентов, Чечней торгуют и с Рокфеллером, и с ОПЕКом. Политические дивиденды сразу хотят получить в Хьюстоне, Абу-Даби, Тегеране и Токио, но Ельцин забывает главное - то, почему он до сих пор был политически неуязвим. До конца не осознавая природу этой неуязвимости, Президент сам говорит: "Меня кто-то хранит, кто-то спасает".
Этот "кто-то" - образ "строителя новой России", то есть ожидания и впечатления народа, его чувства и чаяния, которые адресованы Ельцину. Но, ненавидя Горбачева и стремясь противопоставить свою политику горбачевской, Ельцин начинает уподобляться своему предшественнику. Он теряет свои сильные стороны и быстро приобретает слабости своего ненавистного "визави". Государственная партия, и прежде всего военные, стали получать "благодаря" Чечне подтверждения своим подозрениям в недостаточной верности Ельцина идее сильного российского государства. Если эти подтверждения будут накапливаться, то невидимый щит, "хранивший царя Бориса", в одночасье рухнет.
Ельцин одним из первых осознал значение публичности в политике и через это переиграл Горбачева. Отказываясь от открытости и уходя в интригу, он проигрывает и проигрывает, ибо интриганство не является сильной стороной его политической личности.
Ресурс демократической политики исчерпан. Переход к жестким методам требует "партии власти". Однако вместо нее создается карикатура в лице партии НДР. Президент отдает эту партию премьеру, рассчитывая в случае успеха занять его место. Но "партия власти" - не ателье, в котором можно подогнать "парткостюм" на новую фигуру. Делая партию, Черномырдин делает ее под себя. И тогда - одно из двух: либо он капитулирует, либо - Виктор Степанович становится Борисом Николаевичем. В пользу последней гипотезы говорит, в частности, новый президентский Указ, делящий управление страной на премьерскую "земщину" и президентскую "опричнину". Но и в этом случае Президент, обозначая выход, одновременно перекрывает его себе.
ЧЕГО ЕЛЬЦИН НЕ МОЖЕТ...
* Ельцин не может не видеть фундаментальных изменений в отношении Запада к России. Но он не делает выводов.
* Ельцин не может не видеть исчерпанности всей нынешней политико-экономической линии. Но он выжидает.
* Ельцин не может не ощущать всей весомости "нефтяного геоэкономического фактора" в политической игре XXI века. Но он лавирует.
* Ельцин не может не чувствовать потери популярности у масс. Но он прячет голову под крыло.
* Ельцин не может не понимать, что такое для России победа конфедератов над федератами. Но он пытается набрать политический потенциал любыми способами, разрушая немногие позитивы собственного имиджа.
* И наконец, Ельцин не может не понимать, что ему предстоит выбор между "необоярами" - финансовой олигархией (в основном сырьевой) и региональными бонзами - и "неодворянами", военной и политической бюрократией. Но он пытается усидеть "между двух стульев".
...Мужество, граничившее с авантюризмом, мужество, искавшее конфликта даже там, где для него не было реальной почвы, мужество "упоения в бою" ушло. Что осталось?