По данным МВД, в России 1,5 миллиона наркоманов. К 2000 году их число удвоится. Более 20 миллионов человек, в основном молодежь, пробовали наркотики.
МОНТЕККИ И КАПУЛЕТТИ ИЗ КОБУЛЕТИ
В ЭТОТ тихий аджарский городок меня привело громкое дело. Наркотики. Точнее, самая крупная за последние годы партия сухого морфина стоимостью 800 миллионов долларов, задержанная в турецком приграничном Трабзоне.
По данным спецслужб, опасный груз шел из Азербайджана в Турцию транзитом через Аджарию в специальном грузовике с изготовленными в заводских условиях хитроумными тайниками. Это позволило беспрепятственно миновать три границы. И лишь агентура американского ЦРУ и Национальной разведывательной организации Турции, внедренная в ряды наркомафии, дала "наколку" местной полиции.
Раньше в Кобулети было два клана, эдакие Монтекки и Капулетти местного розлива, которые не на жизнь, а на смерть воевали друг с другом за сферы влияния. В первую очередь - за каналы транспортировки наркотиков в Турцию.
Одну мафиозную семью возглавлял Резо Меченый. Другую - более молодые уголовные авторитеты Бесик и Вахтанг. Именно они держали под контролем сеть подпольных лабораторий, где опий и морфин перерабатывали в героин. В Турцию переправлялся самый сильный и дорогой наркотик.
С распадом Советского Союза наркомафия в Грузии получила почти государственный статус. Пожалуй, только Чечня могла с ней соперничать в производстве и контрабанде дурмана. Так, по сведениям из компетентных источников, шалинская линия по выработке героина производила в год около 30 тонн "белой смерти".
ГЕРОИНОВАЯ "ДРУЖБА"
ДЛЯ ТОГО чтобы сбывать товар, чеченцам нужны были рынки. Поэтому уже осенью 1991 г. зафиксированы первые попытки договориться о массовом транзите героина через грузинскую территорию. Именно на наркодолларах держалась "дружба" между режимами Джохара Дудаева и Звиада Гамсахурдиа. Оперативники показывали мне схемы доставки "товара". Из аэропортов Ханкала, Грозный-Северный, Калиновка ежемесячно совершалось до 150 несанкционированных авиавылетов. Часто героин переправлялся в Кутаиси, а оттуда - в Поти и Кобулети. Из этих приграничных городов морем или по суше наркоконтрабанда шла в Турцию.
После свержения Гамсахурдиа героиновое знамя подхватили министр обороны Грузии Тенгиз Китовани и его злейший "друг" Джаба Иоселиани.
В Кобулети, как рассказывали мне знающие люди, мафиози устроили лабораторию и склад наркотиков. Нередко в этом районе возникали уголовные разборки между командой Вахтанга и Бесика и "пушерами" Резо Меченого. Банду старого "авторитета" поддерживали "мхедрионовцы".
Сейчас местным мафиозным кланам конкуренты и власти Аджарии сильно перекрыли кислород. В Кобулети я сам в этом убедился, когда попросил своего давнего приятеля Сулико организовать встречу с местными мафиозными заправилами, тот лишь руками развел:
- Вахтанг и Бесик еще зимой в Москву подались. Резо с "мхедрионовцами" где-то в Западной Грузии ошивается. На пороге родного дома боится появиться.
Теперь стало понятно, почему в Трабзон ушел морфин, а не более сильный и дорогой героин. Наряду с разбомбленной шалинской подпольной лабораторией приказала долго жить и кобулетская.
ОТЧЕГО СДОХЛА ЖУЧКА-"НАРКОМАНКА"
В МЕСТЕЧКЕ Сарпи находится контрольно-пропускной пункт таможни, через который прошел грузовик с "белой смертью".
О безобразиях, царивших здесь еще несколько лет назад, до сих пор ходят легенды. По неделе и больше стояли перед КПП машины "челноков". Поток грузов и людей был так велик, что, по признанию таможенников, все, что угодно, хоть черта лысого, провезти можно было. Процветало взяточничество. Рассказывали, что даже рядовые пограничники на дембель уезжали на иномарках, заполненных аудио- и видеоаппаратурой и заграничным шмотьем.
Сегодня ситуация несколько изменилась. Существует контроль за таможенниками и пограничниками. На издыхании "челночный" бизнес. Значит, автобусов и легковушек через границу проходит в несколько раз меньше. Досматривают их тщательнее. А для проверки грузовиков недавно построен новый таможенный центр. Правда, современной аппаратуры для досмотра машин в нем пока не хватает.
Начальник таможенного поста "Сарпи", показывая свое хозяйство, раскрыл наиболее распространенные способы переправки наркотиков через границу.
- Чемоданы и сумки с двойным дном - уже вчерашний день, - говорит Шукри Турманидзе. - Чаще всего перевозят героин в герметических пакетах, которые притапливают в бензобаках, канистрах. Иногда оборудуют тайники под облицовкой салонов автомашин. "Муравьи", те, что везут мелкие партии зелья, провозят опий в пачках из-под сигарет, в пакетах с соком, коробках конфет, рулонах обоев.
- Голь на выдумку хитра? Турманидзе смеется:
- И мы не лыком шиты. Все уловки знаем.
- А как же грузовик с морфином проморгали? - спрашиваю. Начальник таможенного поста мрачнеет, вздыхает и молчит. Понятно, и на старуху бывает проруха. Тем более что, по оценкам специалистов Федеральной пограничной службы России, во всем мире на границе у контрабандистов изымается только около 10 % наркотиков. Львиная же доля отравы пока перемещается через границы безнаказанно.
Российские пограничники, что служат на "Сарпи", позже рассказали мне о странных совпадениях, предшествовавших провозу крупной партии морфина. Главным называли преждевременную смерть единственной собаки, натренированной на поиск наркотического зелья. Уж очень вовремя для контрабандистов сдохла Жучка- "наркоманка". Ходили слухи, что собачку отравили.
"РИСК СЛИШКОМ ВЕЛИК"
ШУМ в мировой прессе вокруг задержанной в Трабзоне партии сухого морфина заставил руководство Аджарии уделить границе самое пристальное внимание. Перестроена и хорошо оснащена полиция. Создана национальная гвардия. Служба безопасности, что называется, "держит под колпаком" все мало-мальски подозрительные элементы. Как признались пограничники и таможенники на КПП "Сарпи", именно по "наводке" спецслужб задерживается до 90% контрабанды наркотиков.
Конечно, нет гарантий, что теперь по маршруту Батуми - Трабзон никто и грамма наркотика не провезет. Боссы международной наркомафии - калачи тертые, свое дело знают. Но даже они сегодня советуют своим партнерам по преступному бизнесу "временно прекратить использование аджарского канала, так как риск слишком велик".