После Уотергейтского дела, повлекшего за собой отставку в 1974 г. президента Ричарда Никсона, в Америке стало модным давать любому скандалу, в котором замешан глава государства, название, оканчивающееся на "гейт". Ярким примером является "Ирангейт" времен Рональда Рейгана. Не избежал участи быть вовлеченным в свой "гейт" и нынешний хозяин Белого дома Билл Клинтон.
ЧЕМ БЛИЖЕ ВЫБОРЫ, ТЕМ БОЛЬШЕ СКАНДАЛОВ
СВЯЗАННЫЕ с его именем скандалы, расследованием которых сейчас занимается специальная комиссия Конгресса США, получили название "Уайтуотергейт" и "Трэвелгейт". Первый из них связан с работой супруги президента Хиллари в качестве партнера в юридической фирме "Роуз ло" в то время, когда Клинтон занимал пост губернатора штата Арканзас. Хиллари обвиняют в участии в незаконной сделке по перепродаже земельных участков, которая принесла Клинтонам сто тысяч долларов, а также в помощи инвестиционной корпорации "Мэдисон гэрэнти", крах которой обошелся налогоплательщикам в 60 млн. долл.
Другой скандал разразился, когда стало известно, что Хиллари Клинтон дала в 1993 г. распоряжение уволить сотрудников Бюро путешествий Белого дома, с тем чтобы назначить друзей семьи Клинтонов официальными советниками Белого дома по вопросам авиации и дать им получить выгодные контракты на воздушные перевозки. В этих делах присутствует и уголовная сторона - одним из партнеров фирмы "Роуз ло" одновременно с миссис Клинтон (в последующем сотрудником администрации Белого дома) был близкий друг президентской четы Винсент Фостер, которого 20 июля 1993 г. обнаружили в одном из вашингтонских парков с пистолетом в руке и с пулей в голове. Все указывало на очевидное самоубийство, однако недавно проведенное исследование посмертной записки Фостера показало, что ее автором скорее всего является кто-то другой.
На фоне этого почти мелочью кажутся попытки генерального прокурора Нью-Йорка выяснить, что сделала Хиллари Клинтон в обмен на полученные ею в 1990 - 1991 гг. от одного общественного фонда сто тысяч долларов, а также обвинения в адрес самого Билла Клинтона со стороны некой Паулы Джонс, которая утверждает, что в 1991 г. подверглась сексуальным домогательствам со стороны арканзасского губернатора.
МОЛЧАНИЕ КЛИЕНТА - ЗОЛОТО ДЛЯ АДВОКАТОВ
ВСЕ ВРЕМЯ в отношении этих обвинений Клинтоны придерживались линии поведения, рекомендуемой их адвокатами, - не говорить ничего, пока тебя окончательно не приперли к стенке. Госпожа Клинтон, как бывший юрист, и не собиралась удостаивать своих оппонентов ответом. Однако в последнее время критика в адрес Клинтонов стала еще более сильной, а обвинительные документы - еще более убедительными. -Поэтому первая леди с явной неохотой признала, что ей придется каким-то образом отреагировать на обвинения.
До сих пор за Клинтонов отдувались их адвокаты - Дэвид Кендалл и Роберт Беннет. Их услуги обходятся президенту и его супруге в несколько сот долларов в час, а за год набегает сумма примерно в два миллиона долларов. В связи с этим над Клинтонами нависла реальная угроза банкротства, так как их личное состояние уже превратилось в ничто. Возможно, в ближайшее время Клинтон воспользуется средствами из специального фонда оплаты адвокатов президента, созданного на пожертвования сторонников Клинтона. Впрочем, даже в случае личного банкротства президент останется на казенном довольствии, а это ни много ни мало 200 тысяч долларов в год, минимум до января следующего года. В качестве же экс-президента Клинтон сможет получать до ста тысяч за одну публичную лекцию и миллионные гонорары за книги.
ХИЛЛАРИ - ЭТО НЕ "ХИЛО"
АМЕРИКАНЦАМ очень хочется получить ответ на вопрос: какова же реальная роль Хиллари Клинтон в администрации президента? Несомненно, это намного больше, чем официальное курирование реформы системы здравоохранения. По мнению журнала "Ньюсуик", Хиллари является наиболее влиятельным советником своего мужа по вопросам внутренней политики.
Но как бы то ни было, она не представляет собой "патологическую лгунью", как назвал ее недавно обозреватель газеты "Нью-Йорк таймс" Уильям Сэфайр, за что Билл Клинтон через своего представителя по связям с общественностью обещал дать ему по носу. И Хиллари, и сам Билл Клинтон - типичные представители поколения привилегированных американцев, считающих себя вправе нарушать правила ради всеобщей пользы. Ну а в политике важен не столько сам факт проступка, сколько личная реакция на него и искренность раскаяния.
Насколько убедительными окажутся личные объяснения Клинтонов для жителей Соединенных Штатов, мы узнаем в ноябре, после очередных президентских выборов. Пока же Белый дом заявляет, что обвинения в адрес Хиллари Клинтон не повлияли на рейтинг ее мужа. Более того, Клинтоны надеются и на волну симпатии, особенно со стороны американок.
По материалам американской печати подготовил Владимир МОСКОВЕНКО.