Примерное время чтения: 7 минут
137

ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ. Дело Дэла

Самый громкий судебно-музыкальный процесс рубежа веков.

"Мировым соглашением" завершился скандальный судебный процесс гражданина США и Канады Тристана Дэла против министра культуры России Евгения Сидорова и известного пианиста Николая Петрова. Теперь ответчикам не придется выплачивать, а истец не получит компенсации в 1 млрд. 150 млн. рублей - теоретически это был самый крупный судебный иск в истории современной России. Около четырех лет будоражило "дело Дэла" российскую и международную общественность. Да что там, продолжает будоражить, ибо замирились стороны лишь по частным этическим вопросам (оскорбление чести и деловой репутации) - в основополагающих же, принципиальных положениях дела враги так и остались врагами, ни на йоту не изменив своих убеждений.

В ЭТОЙ истории было уже многое: кражи и подлоги документов, якобы взятки и якобы банкротства, открытые письма к Ельцину, Черномырдину и к "международному разуму", телескандалы и т. п. Многое, наверное, еще будет. Впрочем, обо всем по порядку. _____

"ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ"

ПРОЛОГ сей эпопеи разворачивался в первые годы советской власти, когда началось формирование Гостелерадиофонда. За 70 лет в этом (наряду с почившей в бозе фирмой "Мелодия") главном звуковом архиве страны скопилось астрономическое количество (2 млн.) студийных и трансляционных фонограмм (а также видеозаписей) самого разного рода. Классики на сегодняшний момент примерно 300 тысяч единиц хранения. Именно из- за "классической" части аудиоархива Телерадиофонда (будем называть его так, поскольку новые вывески еще не утряслись, а старые привычнее слуху) и разгорелся весь сыр-бор.

Как известно, все старые фондовые записи как хранились, так и хранятся на недолговечной магнитной ленте. Бесценные архивные пленки гниют в подвалах, "осыпаются", размагничиваются, выбрасываются на помойку, разворовываются или становятся добычей "аудио-пиратов".

КАК СВЕРШАЮТСЯ БРАКИ

РУКОВОДСТВО фонда не один год ломало голову над тем, как бы найти западных инвесторов для реставрации гибнущих записей. И вот в 1992-м в... Лос-Анджелесе Гостелерадиофонд состыковался с человеком, который вызвался работать сразу со всем фондом, так сказать, оптом и вкладывать в реставрацию записей свои деньги. Этим человеком был Тристан Дэл.

КОНТРАКТ

ЧТО дальше? 22 января 1992 г. Гостелерадио (в то время - РГТРК "Останкино") подписывает с американской корпорацией "USSU Arts Group, Inc." и ее учредителями Тристаном Дэлом и Сиднеем Шарпом договор о совместной деятельности. Конкретнее, Дэлу и К на 7 лет было предоставлено эксклюзивное право на коммерческое использование фонограмм классической музыки для выпуска на компакт-дисках Антологии русских исполнительских раритетов. Прибыль договорились делить почти поровну, хотя в мировой практике в подобных сделках процент прибыли партнера, дающего права на использование, составляет не более 15%. В материальном отношении, как видим, Телерадиофонд вряд ли что терял. К тому же все оригиналы оставались в России, а проблема их транспортировки для тиражирования на Западе снималась сама собой очень простым способом - копированием.

"ПРОЦЕСС ПОШЕЛ"

ТУТ-ТО все и началось. Некоторым музыкальным активистам показалось, что весь архив классических записей Телерадиофонда ушел из России с потрохами. (На самом же деле он как был, так и остался в Медведково.) Постепенно из этой искры возгорелось пламя борьбы с Дэлом и К под девизом: "Ни одной записи вон из России! Долой пиратство!"

Возглавил эту борьбу громоздкий во всех отношениях Николай Петров в связке с культурным министром Сидоровым. Их главная, во многом разумная и обоснованная, претензия: право эксклюзива на записи, "закупленное" Дэлом, на 7 лет лишило некоторых ныне живущих музыкантов (в том числе Петрова) возможности издавать эти самые записи на каких-либо других фирмах, кроме фирмы Дэла и Шарпа "Fenix Entertainment", которая, если честно, не является пока ни особо раскрученной, ни особо престижной. Другая претензия Петрова и К"sup"o"/sup" - к Гостелерадио: кто поручится за компетентность Дэла в столь серьезном деле, как звукозаписывающий бизнес. С Петровым Дэл тоже не согласен в главном: во всех цивилизованных странах музыканты, а также их потомки не могут сами распоряжаться своими фонограммами.

ПИШИТЕ ПИСЬМА - БУДЕТ СУД

ЗА ГОДЫ мытарств (в России ничто не делается легко) "дело Дэла" дошло до суда, когда Петров и К (В. Горностаева, Э. Вирсаладзе, Ю. Темирканов, Ю. Башмет, Г. Рождественский, Е. Сидоров) в "открытом письме президентам западных фирм", опубликованном 4.02. 1993 г. газетой "Россия", дважды употребили по отношению к договору и фирме Дэла прилагательное "пиратский". (Как потом оказалось, все "подписанты", кроме Петрова и Сидорова, то ли вовсе не ставили своих автографов, то ли испугались их последствий. Во всяком случае, все отреклись от своего "пророка".) Кроме того, в этом письме наш герой был назван выходцем из Одессы Аркадием Шейделманом (кстати, тут действительно дело темное, ибо и на прямой вопрос "АиФ" о его происхождении Дэл попросил разрешения ответить в следующем году). "Обесчещенный" врагами Дэл подал в суд "за распространение дезинформации, порочащей достоинство и деловую репутацию американской корпорации "USSU Arts Group, Inc.".

ВСТАТЬ! СУД ИДЕТ!

ИСТЦЫ и ответчики вооружились самыми "крутыми" адвокатами: интересы Дэла и "USSU" защищал Генрих Падва, Петрова - Генри Резник. 23 января с. г. на заключительном слушании в Тверском межмуниципальном суде этот "процесс из-за одного слова" закончился "мировым соглашением" обеих сторон, которые подписались под тем, что их конфликт исчерпан и что они согласны прекратить публичную полемику по этому вопросу. Корпорация "USSU" заявила, что она будет строго соблюдать в своей деятельности действующие в настоящий момент на территории РФ законы о смежных правах исполнителей.

Но извечный русский вопрос: кто же все-таки прав? И закончилось ли этой "мировой" "дело Дэла"? Поскольку весь судебный огород городился лишь из-за оскорбления чести истца, то никаких кардинальных решений, развязывающих глубинные узлы дела, естественно, принято не было. Пресс-конференция в Доме актера после суда показала, что стороны остались при своем и будут действовать в прежних направлениях. Дэл считает, что его настоящее Дело в России, Дело всей его жизни только начинается.

ХУ ИЗ ХУ

ЧТО представляет собой Николай Арнольдович Петров, всем более или менее известно -в противном случае можно заглянуть в энциклопедию. Но кто такой Тристан Дэл?

Мистер Дэл - человек с русскими корнями. В меру симпатичен. В меру молод - завтра ему исполняется 37. По-русски говорит с небольшим акцентом. Вырос в Канаде, последние 20 лет живет в Лос-Анджелесе.

Получал музыкальное образование по классу скрипки, но, к сожалению, в знаменитой Джульярдской школе до конца не доучился, сменив ее на другой университет, откуда вышел дипломированным музыкальным и телепродюсером. Работал в США и Европе, в том числе продюсером-супервизором "Всемирного музыкального приза Монте-Карло", участвовал, по его словам, в записи альбомов Фрэнка Синатры, Барбры Стрейзанд, Дайаны Росс и Майкла Джексона (только как это проверить?). Некоторые из его красивых титулов типа "действительный член Американской национальной академии наук, искусств и звукозаписи", "советник Правительства России", "человек года Кембриджского Королевского общества" в реальности оказывались "липовыми". Короче говоря, имидж господина Дэла - это прихотливый узор из действительного и желаемого.

Российский судебный процесс создал Дэлу и "USSU" беспрецедентную международную рекламу, и можно сказать, что Н. Петров, сам того не желая, помог своему противнику. Некоторые средства зарубежной массовой информации называют акцию Дэла и Шарпа по изданию записей великих русских музыкантов проектом века и сравнивают ее с раскопками гробницы Тутанхамона. Так ли это, покажет только время. Ясно одно - у фирмы "Fenix" на мировом рынке будет достаточно недоброжелателей в лице таких гигантов звукозаписи, как PolyGram, Sony, BMG, EMI.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно