Примерное время чтения: 6 минут
147

В ПРОШЛОМ ГОДУ В ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДАХ РОССИИ БЫЛО СОВЕРШЕНО 40 779 ПРЕСТУПЛЕНИЙ. "Здравствуйте, мы рэкетиры!"

Пассажирские поезда не угоняют террористы. И катастрофы здесь не так уж часты. Однако сегодня в России "железка" - один из наиболее опасных видов транспорта. Здесь совершается почти треть всех умышленных убийств, тяжких телесных повреждений и изнасилований, половина разбойных нападений, более четверти грабежей и краж.

ПРЕДПОСАДОЧНАЯ суматоха закончена, вещи в куле размещены и... не спешите переводить дыхание. Как раз в момент, когда пассажир выходит на перрон попрощаться с провожающими или перекурить, в пустое купе нередко проникают злоумышленники. В столице, к примеру, ими облюбованы Казанский и Ярославский вокзалы. В вагон попадают с помощью специальных ключей через нерабочий тамбур. Совершив в поезде экспроприацию аудио- и видеотехники, бытовой аппаратуры, если повезет, то и денег или изделий из драгметаллов, они покидают состав тем же путем. Столичная магистраль вместе с Южно-Уральской и Свердловской лидирует по количеству краж.

ВАГОНЧИК ТРОНЕТСЯ, А ВОР ОСТАНЕТСЯ

- МАМАША, милицейский наряд поезд сопровождает?

Бывает, что от ответа проводника на этот вопрос вокзального зеваки зависит, совершится ли в пути крупное преступление или нет. Ежесуточно нарядами сопровождаются 930 дальних поездов, но это только 53,5% от общего числа курсирующих.

Каждый третий грабеж и разбой зарегистрированы на Московской железной дороге. Например, в пассажирских составах, следующих из столицы на Урал, в Сибирь орудует орехово-зуевская группировка. Ее деятельность характеризуется емким словом "разбой". Как только состав удаляется от первопрестольной на приличное расстояние, деловые ребята берутся за работу. Вагон блокируется с двух сторон "качками", остальные обходят купе. Вежливо, но твердо предлагают пассажирам оплатить безопасность проезда. Стандартная такса - 100 тыс. рублей.

На Сибирской железной дороге, где перегоны между станциями длинные, преступники не торопятся. Спокойно шествуют от купе к купе и собирают подорожную пошлину. Представляются просто и вполне дружелюбно:

- Здравствуйте, мы рэкетиры...

НЯМ-НЯМ И ПИ-ПИ

ПОД ритмичный перестук вагонных колес тянет либо уснуть, либо закусить поплотнее. А хорошая закуска располагает к тостам "за знакомство, за тех, кто в пути". Нередко хорошее начало бывает с грустным концом. Так называемая пьяная преступность характерна для Свердловской, Московской, Северной и Западно-Сибирской магистралей. Типичный случай. В поезде Кисловодск-Новокузнецк трое собутыльников избили и ограбили четвертого. Тот по пьяной лавочке проговорился, что везет брату крупную сумму - отдать долг.

От подобных случайностей рецепт один - на время пути забыть об алкоголе. Куда труднее уберечь от посягательств преступников- профессионалов свой бумажник и багаж. В одном только регионе, в базе данных Волго-Вятского УВД на транспорте, содержатся сведения о 954 гастролерах. Некоторые из них - артисты своего дела. В поезде Москва - Нижний Новгород двое гастролеров, выходцев из Армении, умудрились выкрасть 1000 долларов у министра судостроения одной из арабских стран, ехавшего со свитой.

- Приемы гастролеров известны, - рассказывает зам. начальника Волго-Вятского УВДТ Александр Юферов. - Кражи во время сна или отсутствия пассажиров в купе, с применением психотропных усыпляющих средств, например, глазных капель "Клофелин". В ход идут азартные игры, обман во время размена денег. Короче, стандартный набор, известный еще со времен Соньки Золотой Ручки.

Удивительно, но факт: в основном крадут в поездах не профи, а случайные люди. Воровство в пассажирских составах сегодня имеет спонтанный характер и спровоцировано в основном беспечностью самих потерпевших.

Женщина в присутствии соседей по купе сунула кошелек в пластиковый пакет с продуктами. Потом отлучилась в туалет. Через какое-то время понадобились деньги, а их нет. Соседи - с виду приличные люди, семья с ребенком. В конце концов милиционер из наряда сопровождения обнаружил украденные купюры в баночке с манной кашей.

У КАЖДОГО ПОЕЗДА ОСОБЫЙ ЗАПАХ

ВОЛЖСКИЕ составы пахнут рыбой, поезда из Польши - наживой, среднеазиатские - луком и марихуаной, сибирские и уральские - водкой. При этом для всех российских магистралей характерна общая атмосфера скрытой угрозы. Помимо тряпок и продуктов в багаже пассажиров - оружие, боеприпасы, наркотики.

- Еще рюмашку, служба? - сосед тянется с бутылкой к размякшему дембелю. А у того в вещмешке килограмм пластита, вывезенного из Чечни. Такого количества взрывчатки вполне достаточно, чтобы разнести весь состав на мелкие щепки. Хорошо, что разгулявшимися собутыльниками заинтересовался милицейский наряд. Еще аналогичный случай. В вагоне- ресторане шел пир горой. Как это бывает, мужчины что-то не поделили между собой, и один стал угрожать остальным: дескать, всех сейчас подорву. Официантка сообщила наряду, и в вещах гуляки был обнаружен ручной реактивный снаряд типа "Муха".

Это все факты нынешнего года. ИЗ СПРАВКИ МВД РФ: в 1995 г. изъято в поездах 454 единицы огнестрельного и 707 единиц холодного оружия, 34 кг взрывчатых веществ и 1,7 тонны наркотиков.

КОНДУКТОР, НАЖМИ НА ТОРМОЗА

КАК ЭТО ни печально, почти треть всех преступлений на "железке" совершают ее работники - более 13 тысяч фактов в прошлом году. Спектр самый широкий: грабежи, воровство, изнасилования, хищения и проч. В поезде Мурманск - Москва проводники одного из вагонов учинили форменный разбой - забрали у пассажира импортную видеокамеру и наручные часы. В поезде на Сибирской ж/д проводник изнасиловал женщину- безбилетницу, отказавшуюся добровольно оказать ему интимные услуги. К слову сказать, на стальных магистралях России безбилетный провоз пассажиров является самым распространенным видом преступлений. Такса поездной бригады для безбилетников - от 50 до 150% от стоимости проезда в зависимости от сезона. Провоз сверхнормативного груза обойдется в 50 тыс. рублей за одно место.

Железнодорожная администрация выделяет средства на содержание 6,3 тысячи работников милиции, а потребность в сотрудниках службы сопровождения - 8 тысяч. В Санкт- Петербургском НИИ железнодорожного транспорта созданы блокираторы на замки в купе для защиты от непрошеных ночных гостей. У МПС же на их внедрение средств, к сожалению, пока не нашлось. Вот и приходится пассажиру в пути днем и ночью быть начеку.

Нижний Новгород - Саратов - Волгоград - Астрахань - Москва

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно