Примерное время чтения: 7 минут
254

"КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК" - ФАВОРИТ КАННА, СОЧИ И ПРЕЗИДЕНТА. Здравница кино

Семь лет назад это был милый домашний фестиваль без претензий. Он и назывался по-домашнему - "Кинотавр". И ездила туда пара сотен человек. Но именно тогда он был событием национальным. Теперь это Открытый российский и плюс еще Сочинский международный фестиваль. В этом году в Сочи было две с половиной тысячи человек, с утра до вечера шло кино, но главных звезд и призеров можно было предсказать в первый день.

ХАЛЯВА КОНЧИЛАСЬ

ПРОДЮСЕРА "Кинотавра" Марка Рудинштейна путают уже с кинорежиссером. Неудивительно - он и делает больше, и знают его лучше, чем большинство киношников. В глазах сотен туристов, которые съезжаются теперь на фестиваль (их все больше, актеров все меньше), именно Рудинштейн должен, наверное, олицетворять собой кино.

И вот уже он по-режиссерски сердится на звезд: приезжают, загорают, везут домочадцев, как на курорт... Подсознательно он, очевидно, чувствует: вес многих прежних знаменитостей падает - не гремят фильмы с их фамилиями, все только было, было, было... И на фестивале, куда раньше приглашали поп- звезд в гости, теперь их все больше, и порой выглядят они органичнее, чем сами кинематографисты. Одни приезжают отдохнуть, да еще выступят в концерте. Вторые тоже вроде "выступают". Рудинштейн даже считает, что отечественное кино "скакнуло, наконец, от количества к качеству". Ощущение, однако, такое, что, уйдя от количества, до качества мы так и не дошли. А потому и "почивание" на пляже похоже на бессрочный отпуск.

"Впредь будем приглашать звезд на два-три дня, - грозится Марк. - Халява кончилась! Каждый должен платить сам за себя." Это кажется справедливым. Но не будем забывать, что когда-то "Кинотавр" прославился именно как "кинохалява". Он вырос с тех пор, стал крутым - вот только кино стало за это время еще беднее. Как они найдут теперь общий язык?

У ДЕПАРДЬЕ С СОБОЙ БЫЛО...

ЗВЕЗД в полном смысле слова - редких и недосягаемых - на этот раз в Сочи было две. Во-первых, Депардье, который, говорят, как на грех, незадолго перед фестивалем "развязал". По слухам, велено было не давать ему в номер ни грамма. Депардье, однако, тертый калач, перехитрил всех. Встречали его два дня. Когда же, наконец, в половине пятого утра частный самолет, на котором он прилетел, остановился посреди пустынного сочинского аэропорта, первое, что из него выгрузили, - три ящика вина. Да еще коробку мороженых кур - говорят, сейчас он увлекся птицеводством. Во всяком случае на следующий день во время обеда, устроенного в его честь, знаменитый гость доказал, давая советы поварам, что знает толк в приготовлении пернатых.

Легенда французского кино появился на летном поле с галстуком в руке. Он сам нес свой багаж, умещавшийся в небольшой потертой сумке, закрываясь другой рукой от кинокамер. Зрелище было вполне сюрреалистическое: измученный перелетом и, похоже, не совсем трезвый Депардье, как буйвол, мечущийся между самолетом и машинами, пытаясь избежать навязчивого света и тянущихся к нему микрофонов. В конце концов на вопрос упорных репортеров, собирается ли он сниматься в русском кино, загнанная звезда ответила: "Мы уже снимаем русское кино..."

Впрочем, кинокамер было всего две плюс журналисты "АиФ". Больше, не считая переводчика и шоферов, встречать Депардье не приехал никто. Да что, не приехал, даже не вышел в гостинице. В этот вечер снимался прямой эфир "Программы А". Знатный был кутеж! Так что, видно, к шести утра ни у Марка Рудинштейна, ни у президента Олега Янковского уже не было сил. Такое отношение к звезде шокировало куда больше, чем одиозный алкоголизм Депардье. В растерянности и от одиночества последнему оставалось лишь кинуться отыскивать в просыпающейся гостинице бар...

Французская звезда провела в Сочи ровно сутки. За это время Депардье не только успел заснуть в уборной, так что пришлось ломать дверь, изжарить своих кур, но и представить фильм, в котором играл и ради которого проделал столь нелегкий путь. "До сих пор я не подозревал о существовании Сочи". - сказал он со сцены. Те же, кто видел, как вечером его "грузили" в машину, подумали, что город у моря, по-видимому, так и останется для Депардье туманным сном.

ЗАВИДНЫЙ ГОСТЬ - "КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК"

ОЛЕГА Меньшикова в Сочи всерьез никто не ждал. Уж если он в Канн не приехал... Однако привыкший разрушать мифы, так быстро рождающиеся вокруг него, он взял, да и прилетел. Ему, правда, не подали, как Депардье, тракторообразный джип - самую крутую машину в Сочи, но они с Константином Эрнстом прекрасно доехали и на стареньком "Мерседесе". Никто, кроме журналистов, Меньшикова, как и Депардье, не встречал, несмотря на раннее время - видно, это не небрежение, а просто так принято. И даже поселили его в тот же номер, приведенный в порядок после французской звезды. Говорили, что Депардье упал с унитаза и ушибся. "Хожу теперь с опаской!" - смеялся наутро новый жилец.

Призы Меньшикову и "Кавказскому пленнику", в котором он сыграл, можно было предречь с самого начала. По всему выходило, что фильм Сергея Бодрова - единственный претендент на фестивальный Гран-при. Тема национальной войны и того, что эта война делает с человеком - с "дедом" и новобранцем (Олег Меньшиков и Бодров-младший, разделившие приз за лучшую мужскую роль), казалось бы, "лежит на поверхности". И не просто "лежит", а кричит, стреляет, взрывается по телевизору вот уж сколько лет. Удивительно, что никто до сих пор не поставил подобной картины. Бодрову предлагали снимать и в Югославии, и в Мексике, и в Таджикистане. Он выбрал Дагестан. Но снял и впрямь универсальную притчу. А как хотелось бы назвать ее "сиюминутной"...

Успехом фильм пользовался не только в Канне, где получил приз ФИПРЕССИ, не только на "Кинотавре", но и у дагестанцев, чеченцев, и в Думе, где Бодрова попросили показать его (русофобской назвал картину только господин Мурашов), и даже у президента, затребовавшего копию и передавшего потом поздравления через охрану.

Меньшиков на Кавказе, в прифронтовой зоне -такое не могло пройти без очередного мифа. Во время съемок журналисты с воображением поместили Олега в настоящий плен. На деле, как всегда, все оказалось немного иначе. Но, к счастью, его пленяли только на съемочной площадке. Хотя в конце работы в расположение киногруппы действительно нагрянули с автоматами местные "актеры", требовавшие повысить гонорары, - один из них узнал, что героине, девочке двенадцати лет, тоже из местных, заплатили больше, чем ему...

И еще два слуха, связанные с Меньшиковым. Один - о его привередливости, который он опроверг, согласившись во время съемок мириться с походными условиями: приходилось делить одну комнату с оператором. И второй - про высокие гонорары, оказавшийся, что приятно, правдой - французы, собиравшиеся снимать его после "Пленника", не смогли заплатить той же суммы... Та же история сейчас и с фильмом - продав его в Канне на половину мира, продюсеры ждут ответа от американцев, которые обдумывают цену, - они никогда еще не платили таких денег за русское кино.

P. S. Интервью с Олегом МЕНЬШИКОВЫМ читайте в следующем номере "АиФ".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно