Пожалуй, немного осталось знаменитостей поп - и рок-музыки, которые не сподобились бы за последние 6 - 7 лет посетить с концертами Россию. Майкл Джексон и Элтон Джон, Pink Floyd и Nazareth, Хулио Иглесиас и Цапана Росс, Deep Purple и Status Quo... Но так получается, что на концерты чаще ходят совсем не те люди, которые хотели бы туда попасть, а те, кто регулярно посещает подобные мероприятия, и возвращаются они с них чернее тучи, жалея потраченное время.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
В ЗАСТОЙНЫЕ времена концерты заезжих звезд были такой редкостью и таким праздником жизни, что за праздничным ^строением не замечались ни плохой звук, ни отсутствие света, ни теснота и неприспособленность помещений, где проходили выступления. Потом была эпоха всеобщего ликования и эйфории, когда Scorpions давали но десять концертов в одном городе, и все они проходили с аншлагом, потому что люди ехали со всей страны, чтобы только одним глазком взглянуть на живую западную группу. А когда Pink Floyd привезли с собой все свои декорации, посетившие тот концерт семь лет назад до сих пор в шоке от грандиозности зрелища, устроенного группой. Это было первое настоящее выступление мирового масштаба в нашей стране.
Тогда же прошел Московский фестиваль мира в Лужниках, и этот фестиваль тоже проходил по мировым стандартам - Оззи Осборн, Bon Jovi, Pantera, Skid Row, Scorpions... Шоу продолжалось 12 часов, люди сидели прямо на траве, и было похоже, что возвращаются времена всеобщей любви и Вудстокского братства.
КОНЕЦ ИДИЛЛИИ
ОДНАКО очень скоро идиллия закончилась. Знаменитости - настоящие и дутые, талантливые и просто хорошо "раскрученные", сегодняшние и вчерашние - все бросились осваивать новый рынок, и понять их можно: весь мир, за исключением самых отсталых и бедных государств, уже "окучен" и изъезжен вдоль и поперек звездами всех форматов и разновидностей, а тут новая, большая, девственно чистая аудитория, которая съест все, облизнется и еще добавки попросит. И, в принципе, они оказались правы. Единственно, чего никто не предусмотрел, - это резкое расслоение общества, которое с перестройкой стало приобретать угрожающие масштабы.
"Битлз" в свое время как-то столкнулись с этой проблемой -их попросили выступить перед представителями высшего света, и когда музыкантам в течение получаса пришлось наблюдать перед собой благожелательные, но довольно кислые и откровенно скучающие физиономии, Джон Леннон сказал, что больше он в таких мероприятиях не участвует, поскольку для музыканта нет ничего хуже, когда его не слушают. Стинг на московском концерте в Кремле отнесся к "новым русским", сидящим в первых рядах партера и беспрестанно разговаривающим по радиотелефонам, гораздо спокойнее. На вопрос корреспондента, что он думает по этому поводу, Стинг ответил, что такая ситуация его уже давно не удручает, поскольку во многих странах с имперскими пережитками в первых рядах сидят не самые горячие поклонники, а люди, пришедшие на концерт из соображений престижа. Поэтому Стинг, как и многие артисты высокого класса, использует малоцивилизованные страны как полигон для обкатки новой программы.
ВОПРОС ПРЕСТИЖА
КОГДА цена билета на концерт доходит до 300 долларов, концерт перестает быть местом, куда приходят, чтобы развлечься и получить удовольствие. Туда приходят "отметиться", не ударить лицом в грязь перед друзьями, которые спросят назавтра: "А ты, Вован, был вчера на Элтоне Джоне?" И каково Вовану ответить "нет"? Еще подумают, что у него денег не хватило. И Вован идет, хотя Элтона Джона он в гробу видал и никогда до этого не слышал. Зато он тогда сможет честно ответить: "Видел я этого Джона, дерьмо полное!"
Многие люди, собирающиеся на концерт, порой просто не представляют толком, что их ждет. И если концерт, скажем, проходит в Кремлевском дворце (а там проходит много подобных мероприятий просто в силу его акустических и вместительных возможностей), то предполагается, что это будет нечто респектабельное, спокойное и располагающее к раздумьям о смысле жизни. Дэвид Боуи, который во все времена был культовой фигурой, символизирующей альтернативный образ жизни, выступил в Кремле перед аудиторией, состоящей на три четверти из людей с высоким достатком, ведущих далеко не альтернативный образ жизни, а самый что ни на есть традиционный для своего круга: работа - женщины - бассейн - здоровый сон. Естественно, рецензии Боуи получил самые отвратительные, хотя здесь он представил то же, чем занимался всю жизнь, за что его полюбили и возвели в ранг суперзвезды.
ПРОГНОЗЫ
ВОЗНИКАЕТ резонный вопрос: что будет, когда не останется ни одной знаменитости, которая не побывала бы у нас? Ведь даже сейчас не всегда залы заполняются до отказа, а второй раз на того же артиста "новый русский" уже не пойдет, то есть цены на билеты придется снижать, и тогда все предприятие станет убыточным. Тем более что люди стали понимать, кто стоит того, чтобы на него посмотреть, а кто нет. И если ситуация на нашем рынке шоу-бизнеса не изменится, то в скором времени может случиться так, что снова никто к нам приезжать не будет, но теперь уже не из политических, а из экономических соображений.
Скорее всего получит распространение фестивальная практика, когда концерты устраиваются сборные, с участием как отечественных, так и зарубежных групп в одном, как говорится, флаконе, и билеты на них дешевле, потому что, на такие мероприятия приходит намного больше народу. Концерты альтернативных групп, как и во всем мире, да и частенько уже у нас, будут проходить в небольших аудиториях. А в таких залах, как Большой Кремлевский дворец, будут выступать артисты более академичного склада - Лучано Паваротти, Монтсеррат Кабалье, Пако де Люсиа. И тогда ситуация нормализуется, потому что солидному бизнесмену не придет в голову торчать десять часов подряд на стадионе, а рокеру не придется выкладывать сотни тысяч рублей за то, чтобы посидеть полтора часа в обществе зевающих джентльменов - даже если на сцене выступает его любимая группа. К тому же джентльмены имеют дурную привычку занимать самые лучшие места.