Я ТОЖЕ раньше думал, что дефицита в Москве больше не существует: были бы деньги, купить можно все. Что я погорячился, стало понятно после того, как один мой американский приятель, ярый фанат России (да-да, есть еще среди американцев и такие), попросил прислать ему набор компакт-дисков с записями русских народных песен. Увы, кроме кассет Кадышевой и Бабкиной в магазинах ничего не было. На знаменитой "Горбушке" - тоже. А может, народной музыки, как и кассет с ее записями, тоже больше не существует? - задался я вопросом. И отправился за разъяснениями к специалистам.
"КАК ЭТО не существует?! Очень даже существует!" - успокоили меня они. На сегодняшний день в России, как оказалось, насчитывается целых 13 государственных народных коллективов. Хотя в Москве размещаются всего четыре из них - Ансамбль народного танца Игоря Моисеева, Хор им. Пятницкого, "Березка" и Ансамбль песни и пляски им. Александрова, столица - "штаб-квартира" всех коллективов. Чукотский ансамбль, например, бывает здесь даже чаще, чем дома. Дело в том, что в Анадырь улететь можно не всегда, поэтому, как только диспетчер дает "добро", артисты прилетают в столицу и остаются на весь сезон.
Чем, правда, они здесь занимаются, непонятно. Единственное место, где народные коллективы худо-бедно собирают публику, - Концертный зал им. Чайковского. Сегодня народное творчество зрителю, закормленному им в советские годы, попросту неинтересно. И тем не менее активисты-народники бьют себя в грудь и, как в былые годы, пытаются чуть ли не силой убедить: "Мы нужны".
Чехов в стиле техно?
ВАЖНО не опоздать, заявляют они, и сохранить то, что есть. Вы знаете, например, сколько сегодня стоит баян? От 5 до 15 тыс. долл. В результате становится выгоднее покупать механику к инструментам в Италии, чем поднимать их производство. Московский завод "Юпитер", славящийся на весь мир производством баянов, находится на грани закрытия.
А потом, народное искусство - это не только баян и частушка. Это еще и традиционные танцы, о которых современная молодежь понятия не имеет. Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин рассказывал, как на приемных экзаменах в Щепкинское театральное училище абитуриенты не могут выполнить элементарных движений. И Соломину самому приходится выходить перед будущими студентами и плясать вприсядку. Из-за того, что теряется национальная пластика, пропадает и искренность театральных постановок. Не играть же Чехова, негодующе восклицают радетели искусственного возрождения народных коллективов, под музыку техно и танцы брейк-данс! А почему бы, собственно, и нет?
На вопрос, есть ли сегодня вообще интерес к народным коллективам, артисты отвечают с гордостью: "Огромный!" В одном из районных клубов Псковской области к сцене подошла старушка и протянула артистам пакет яблок и... 10 руб. "Это вам на конфетки", - сказала старушка, которой, как оказалось, ради концерта пришлось пройти 15 километров пешком.
Кстати, один из распространенных мифов о народных коллективах заключается в том, что в них служат одни старики. На самом деле конкурсу в тот же ансамбль Игоря Моисеева может позавидовать любой столичный театр. Поэтому проблема, стоящая сегодня на первом месте, - не отсутствие молодых кадров, а скорее их "переизбыток". В современном законодательстве не прописаны нормы, согласно которым можно отправить на пенсию артистов, уже не имеющих возможности полноценно выступать.
Старый - что малый
НЕРЕДКО старожилы разыгрывают начинающих исполнителей. Солист, например, во время традиционного капустника (его, как правило, устраивают во время последнего гастрольного концерта) может закрасить углем челюсть и, обернувшись к хору, продемонстрировать "беззубость". Но и молодежь не остается внакладе - то в футляр баяниста кирпичей положит, то перед самым выходом на сцену рукава у костюма зашьет.
Впрочем, случаются курьезы и другого плана. Во время гастролей по Японии русскую народную песню "Девчоночка Настеночка" решили объявить на японском языке. Солистка - полная молодая девушка - записала русскими буквами японское слово "девчоночка", выучила и громко объявила со сцены: "Капа Настеночка". В ответ... сдержанные на эмоции японцы разразились хохотом. После концерта выяснилось, что "девчоночка" по-японски - "капо". А "капа"- это корова.
В общем, дела у "народников" обстоят не так уж плохо. Да и сама некогда "закостенелая" машина под названием "Народное искусство" постепенно начинает перестраиваться на современный путь. Уступать завоеванное ранее место под солнцем (почти без боя проигранное, надо заметить) "попсе" они не собираются. В ближайших планах народных коллективов - съемка видеоклипов на русскую народную музыку.
P. S. А диск-то с народными песнями я так и не купил. Может, ситуация и вправду вскоре изменится и хоры вновь зазвучат по радио и на телевидении? Тогда, глядишь, и диски с кассетами в магазинах появятся. Только бы не случилась традиционно русская ситуация - "из крайности в крайность", когда народниками станут пичкать, как в былые времена, внушая тем самым одно отвращение к любимому, бесспорно, кем-то искусству. Кому-то - Зыкина с Хором им. Пятницкого, а кому-то - Алена Апина с Муратом Насыровым...