Примерное время чтения: 6 минут
2757

МОТОРЕСУРС ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВИАДВИГАТЕЛЕЙ В 5 РАЗ НИЖЕ ЗАРУБЕЖНЫХ. Почему "Аэрофлот" покупает "Боинги"

"Раньше мы свои самолеты собирали и знали, что приносим пользу людям. Гордились! А что теперь? Зарплату месяцами не платят, самолеты наши никому не нужны, заказов нет. Даже от "Аэрофлота". А когда-то пели: "Мы учим летать самолеты..." Сегодня главный аэрофлотовский начальник - уважаемый маршал авиации Евгений Шапошников - буквально грудью встал: не допущу, дескать, "свои", то есть отечественные самолеты, на наши трассы. Почему он покупает "Боинги", если наши авиазаводы стоят без заказов? Самарские авиастроители (всего 40 подписей)"

ДАВАЙТЕ спустимся с заоблачных высот на грешную землю, - говорит генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот - Российские международные авиалинии" маршал авиации Евгений ШАПОШНИКОВ. - Мне хочется, чтобы услышали нас все: и кто собирает самолеты, и кто - двигатели к ним, и тот, кто на этих самолетах летать будет.

- Евгений Иванович, так в чем же конфликт между "Аэрофлотом" и авиазаводами?

- Да нет никакого конфликта! И быть по сути своей не может. Разве могут конфликтовать между собой люди, для которых главное - одно и то же: безопасность полетов, надежность самолетов. Ведь тот, кто собирает лайнер, сам на нем, возможно, и полетит... И захочет ли он, чтобы этот самолет "доводили" непосредственно в облаках?

- Но скандал все же зреет.

- Все началось с того, что мы громко - не шепотом, не в кулуарах - официально объявили о намерении закупить для "Аэрофлота" на его собственные, и это я подчеркиваю, аэрофлотовские средства десять самолетов Боинг-737 - 400, которые должны прийти на смену уходящим "на пенсию" Ту- 134. На его замену претендует новая отечественная машина - Ту-214. Это событие не было неожиданным для отечественных самолетостроителей. Они задолго готовились к смене самолетного парка и разрабатывали модель Ту-204 - предшественника Ту-214. Заметим, что в создание этого лайнера "Аэрофлот" вложил не один десяток миллиардов рублей. И что получилось? Открываем список минусов, если их можно так назвать:

- температура наружного воздуха эксплуатации самолета от - 27 до +30"sup"o"/sup", а по нашему техническому заданию должно быть от -55 до +45"sup"o"/sup";

- по высоте расположения эксплуатируемых аэродромов над уровнем моря - до 400 метров, а мы просили - до 3000 метров;

- взлет и полет в условиях фактического и прогнозируемого обледенения на нынешнем Ту-204 запрещен, а мы настаивали на полете без этих ограничений, что тоже значилось в техническом задании.

И что главнее всего в этом невеселом списке: и на Ту-204, и на Ту-214 установлены двигатели ПС-90. А это отдельная песня, где одни слова, а музыки нет вообще. Двигатели делает АО "Пермские моторы". Этот же двигатель сегодня эксплуатируется на самолетах Ил-96 - 300. У нас в прошлом году летало пять таких самолетов, по 4 двигателя на каждой машине. Всего 20 движков. Так вот, "Аэрофлот" был вынужден заменить 31(!) двигатель по причинам, связанным с надежностью! Замечу для неспециалистов, что надежность двигателя определяется его наработкой в часах на одно выключение в полете. ПС-90 имеет показатель - 5 тыс. часов. Зарубежные аналоги - 20 - 25 тыс. часов.

Нам говорят, других моторов сегодня нет (что, кстати, тоже нонсенс для такой авиадержавы, как наша), берите пермский мотор, в процессе эксплуатации выявляйте недоработки и вместе с промышленностью исправляйте. Можно себе такое представить, скажем, с трамваем или вагоном метро. Тут земля, встал и... вспоминай тех, кто двигатель собрал. А мы работаем в небе. Вы будете настаивать, чтобы неполадки устраняли в процессе полета?

- И что отвечают авиастроители?

- На всех собраниях, заседаниях, митингах заявляют: Шапошников - не патриот! А если он и дальше будет настаивать, что при нем "Аэрофлот" не заставят купить некачественную машину, то несговорчивому маршалу можно найти замену.

Понятно, что вопрос о патриотизме сильно отдает не очень давним "историческим моментом", когда отсутствие патриотизма, точнее, квасного патриотизма, служило основанием для физического уничтожения человека. Я был семнадцатым Главкомом ВВС Советского Союза. Восемь моих предшественников уничтожены за этот самый патриотизм, точнее - за очевидное его наличие.

На одном из совещаний Сталин спросил у Рычагова, командующего ВВС Красной Армии:

- Почему возросла аварийность в ВВС?

- Потому что нас вынуждают летать на сырых самолетах, - ответил генерал.

И замолчал. Навсегда. Рычагова после этого не стало. Но те, кто старается сегодня выглядеть более всех прозорливыми экономистами и политиками, убежден, сознательно навязывают нам сталинский тест на патриотизм. Купишь свой самолет - патриот, не купишь - враг. К чему спекулировать чувством Родины и ставить интересы государства выше человеческой жизни?

- Так что же, Евгений Иванович, с Ту-214, вокруг которого скрестились копья?

- На мой взгляд, нашими специалистами была придумана умная и четко просчитанная схема действий: мы меняем Ту- 134 на уже давно освоенный и прекрасно зарекомендовавший себя Боинг-737. Они летают уже восемь лет, таких машин выпущено более 3000. Меняем, как говорится, на ходу, то есть на лету. А тем временем Ту-214 доводится до ума в соответствии с нашими требованиями. Мы закупим определенное количество российских машин. Но после того, как их "дотянут" до современных международных стандартов.

То же и с машиной Ил-96 - 300. Здесь мы предложили еще более гибкий вариант. Да, мы готовы купить эти самолеты. Но пока моторы из Перми не доведены до должной кондиции, давайте ставить на наши лайнеры всемирно известные двигатели фирмы "Пратт энд Уитни". А как только будут готовы пермские двигатели, пожалуйста, - "Аэрофлот" продемонстрирует патриотизм сполна.

Мы можем и должны делать лучшие в мире самолеты, как делаем лучшую в мире военную авиатехнику. Здесь наш авторитет признан и не подлежит сомнению. Но сегодня самое разумное - соединить усилия с иностранными фирмами. Судите сами: такие мощные авиадержавы, как Франция, Германия, Великобритания, отбросив ложный патриотизм, взяли и соединились в один мощный концерн. Результат - появился знаменитый "Эрбас-Индастри". Так родились новые современные лайнеры.

Мои оппоненты заявляют: у вас нет должного уважения к себе. Только как понимать это самое уважение? Я знаю, что именно из-за его отсутствия "Аэрофлот" блуждает в рейтинге эффективности авиакомпаний между 30 и 60-м местом. В прошлом году, эксплуатируя сотню наших и всего 8 зарубежных самолетов, мы перевезли 3,5 млн. пассажиров. А наши коллеги не из самой масштабной компании "Финэйр" на 58 (не своих) лайнерах сумели перевезти более 6 млн. человек.

Здесь тот случай, когда лучше обойтись без ура-патриотизма: давайте спокойно и надежно летать. И нет для авиаторов ничего более патриотического.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно