После недавней смерти известного французского издателя Робера Эрсана его огромная империя средств массовой информации распалась. Когда-то сообщали, что он пытался проникнуть и на российский рынок масс-медиа. Удалось ли ему это и если да, то в каком состоянии находятся сейчас издания Эрсана, выходящие в нашей стране?
И. Покровский, Москва
РОБЕР ЭРСАН был успешным издателем и смог создать действительно одну из крупнейших газетных империй. Казалось, что такого опытного предпринимателя ждет неминуемый успех и на зарождающемся советском рынке свободной прессы. Во всяком случае многих, кто в 1990 г. занимался созданием новых газет и журналов, встревожило известие о появлении в СССР такого мощного конкурента. Тогда Эрсан в качестве пробного шара начал издание журнала "Деловые люди".
Это был хорошо иллюстрированный "толстый" экономический ежемесячник, который распространялся не только по всему Союзу, но и во многих странах. Туда он поступал под названием "Business in USSR" на английском языке. В то время это действительно был прорыв на советском рынке масс-медиа. Потому что, скажем, по качеству печати, а журнал первым открыл для советских коллег финские типографии, "ДЛ" намного превосходил другие иллюстрированные издания.
Однако при соприкосновении с нашей действительностью деловая хватка Эрсана оказалась слабоватой. Спустя 4 года он отказался от издания журнала. Сегодня нет Эрсана, его империя трещит по швам, а журнал продолжает выходить. То, что оказалось не по силам западному газетному магнату, сумела реализовать французская фирма "Presse partcipations russes", которая стала новым учредителем "ДЛ". Впрочем, по некоторым слухам, за этой фирмой стоят не только французы, но и весьма авторитетные фигуры российского издательского бизнеса. И, вероятно, именно приход россиян позволил дать новый импульс развитию издания.
Сегодня "Деловые люди" - одно из наиболее влиятельных российских изданий, освещающих экономическую тематику. Этот ежемесячный журнал с тиражом 100 тыс. экз., в отличие от основных конкурентов, выходящих раз в неделю, делает ставку не на анализ уже произошедших событий, а на прогноз ситуации в экономике на предстоящий месяц. Эти прогнозы опираются на солидную фактологическую базу и компетентность экспертов, в качестве которых выступают известные экономисты, политики, люди, облеченные властью. Впрочем, те, кто принимает решения в нашей стране, имеют возможность высказать свою точку зрения и в блоке "фирменных" интервью "Деловых людей", попасть в который сильным мира сего не так-то просто.
Специалисты отмечают, что в журнале особенно сильны разделы, касающиеся экономического законодательства и финансов, конъюнктуры рынков, обзоры недвижимости и внешней торговли и, наконец, тематические досье, которые посвящены отдельным отраслям бизнеса. А большинству поклонников "Деловых людей" приходится по душе и рубрика "Очерки русского бизнеса", что вполне объяснимо - ведь в их героях они подчас узнают самих себя. Не оставлены без внимания и немаловажные для современных деловых людей проблемы стиля их жизни.
Надо отметить, кстати, что из множества отечественных газет и журналов, пытавшихся проникнуть на западный рынок, на плаву удалось удержаться именно "ДЛ". Он продолжает распространяться в 65 странах мира на английском языке, правда называется уже "Business in Russia".
На вопрос, в чем секрет успеха, его главный редактор Сергеи Цехмистренко отвечает: "Мы не гонимся за модой, не стремимся эпатировать общество. Всему этому "ДЛ" предпочитает актуальность и здоровый консерватизм. Это, очевидно, и ценят наши читатели. Не случайно, Борис Ельцин для единственного интервью в прессе перед первым туром президентских выборов выбрал именно наш журнал".