ТЕРРИ УИНЧЕСТЕР считался толковым инженером и энергичным руководителем. Еще в годы учебы в колледже его способности и трудолюбие обращали на себя внимание преподавателей. Тогда, в середине 60-х годов, по американским колледжам и университетам прокатилась мощная волна молодежного движения; на многочисленных демонстрациях и митингах активизировавшиеся "новые левые" гневно обличали войну во Вьетнаме, лживые добродетели "великого общества". Против студентов была брошена национальная гвардия, в университетских городках пылали здания.
Все это как-то прошло мимо Уинчестера. Его не интересовала политика - он хотел преуспеть. И для этого не жалел никаких усилий - ночами штудировал книги по электротехнике, изучал работу крупнейших американских компаний.
Результаты не заставили долго ждать. На протяжении 70-х годов Уинчестер стал быстро взбираться вверх по ступенькам социальной лестницы. Начав как простой инженер, он в 1977 г. превратился в крупного менеджера одной из ведущих электротехнических фирм США. Его счет в банке измерялся пятизначной цифрой, он мог позволить себе и комфортабельный дом, и модный автомобиль, и другие символы традиционной "американской мечты".
Но "американская мечта" - забавная штука. Служащий фирмы, пусть даже менеджер "Дженерал моторс", занимает в социальной иерархии более низкое место, чем владелец компании - хозяин. Ведь первый - это всего лишь слуга, приказчик, хотя и высокооплачиваемый, второй же - "босс", собственник.
И Т. Уинчестер страстно мечтал об основании собственного "дела". Скопив достаточную для начала сумму денег, он создал свою электротехническую компанию в Норт Риджвилле (штат Огайо).
ОДНА СУДЬБА ИЗ МНОГИХ
Компания была небольшой - Уинчестер смог нанять всего десять рабочих. И все же его знания и организаторские способности делали свое дело: фирма приносила значительный доход. Но и работать приходилось на совесть - от зари до зари, естественно, без выходных и праздников. Уинчестер экономил буквально на всем, поскольку дело расширялось и требовало все новых и новых капиталовложений.
И все-таки Уинчестер был доволен. Наконец-то у него своя собственная фирма, наконец- то он стал хозяином самому себе. Он надеялся, что самое трудное уже позади, что процветающий бизнес обеспечит ему устойчивое и независимое положение.
Увы, иллюзорность подобных надежд обнаружилась очень скоро. Уже в конце 70-х годов на рынке электротехнического оборудования начался спад, за два года число контрактов с фирмой сократилось со 150 до 50. Между тем расходы неумолимо росли. В результате фирма стала приносить одни убытки. В начале 1983 г. сумма долгов составила более 80 тыс. долл., а наличных денег не осталось совсем. Кредиторы обратились в суд, и Уинчестер был объявлен банкротом.
Эта история достаточно типична для Соединенных Штатов. Здесь к банкротствам давно привыкли, как привыкли к экономическим кризисам, безработице и преступности. За исключением довольно редких случаев краха крупнейших промышленных и банковских корпораций, банкротства не привлекают к себе особого внимания ни государственных деятелей, ни средств массовой информации. Как любят говорить в Америке, капитализм без банкротств - все равно что христианство без преисподней.
"ПОЖАР" РАЗОРЕНИЙ
Иные защитники капитализма даже восхваляют банкротство как явление хотя и несколько болезненное, но в целом положительное и совершенно необходимо для полноценного развития экономики. "Подобно лесному пожару, который выжигает сухие деревья и кустарник и тем самым высвобождает плодородную почву, - высокопарно разглагольствует влиятельный журнал "Тайм", - банкротство одной компании часто высвобождает рынки, капитал и квалифицированную рабочую силу, которые укрепляют другие фирмы".
Но разве лесной пожар уничтожает только сухие деревья и бесполезный кустарник? Разве не превращается он порой в страшное стихийное бедствие, пожирающее все на своем пути? Разве не оставляет он после себя выжженную пустыню?
Нынешняя эпидемия банкротств в Соединенных Штатах стала именно таким бедствием. Сегодня в стране каждую неделю терпят банкротство около пятисот фирм. Только в течение прошлого года лопнуло более 25 тыс. компаний. Это рекордное число за последнее десятилетие. А за первую половину 1983 г. рекорд был побит еще на 29 процентов. Такого Америка не видела со времен "великой депрессии" 30-х годов.
Надо учитывать также, что в число банкротств американская статистика не включает те компании, которые просто прекращают свои операции и самораспускаются, предварительно выплатив свои долги. А между, тем каждую неделю в США таким образом тихо угасают 4 тыс. компаний. Хотя внешне подобная самоликвидация выглядит болев прилично, результат ее остается таким же: теряются рабочие места, рушатся надежды, подрывается экономическая стабильность.
ПРОПАГАНДИСТСКИЕ МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Конечно, можно сказать, что на место прогоревших корпораций приходят другие. Но в том-то и заключается одно из важнейших противоречий американской экономической системы, что традиционные социальные стимулы, сохранившиеся со времен свободного предпринимательства, входят в непримиримый конфликт с реальностями сегодняшней экономической ситуации.
С одной стороны, обычаи и традиции американского общества всячески формируют высокий социальный статус предпринимателя. Умелая организация "простым" человеком прибыльного "дела", трудная и полная лишений борьба с могущественными конкурентами и в конечном счете выдвижение к славе и богатству с помощью предприимчивости, трудолюбия и непоколебимой уверенности в своих силах - все это на протяжении многих десятилетий буржуазная пропаганда окружала романтическим ореолом, который и до сих пор оказывает огромное влияние на стереотипы мышления и поведения американцев.
Между тем реальности американской действительности показывают, что мало быть умным, трудолюбивым, энергичным, образованным и т. д. Все равно прогоришь, если не успеешь схватить конкурента за глотку первым.
Сейчас же положение в экономике еще больше изменилось. И раньше основание собственного предприятия было крайне рискованным делом. Теперь же, когда в экономике безраздельно господствуют гигантские корпорации, шансы на успех у "простого" человека поистине ничтожны. И подавляющее большинство людей, которые подобно Уинчестеру пытаются испробовать свои силы на поприще бизнеса, не располагая сколько-нибудь значительными средствами, прекрасно сознают, что они идут на огромный риск и могут потерять все. Однако привычные стереотипы мышления, стремление во что бы то ни стало стать "хозяином" перевешивают все соображения осторожности. В результате - десятки и сотни тысяч личных трагедий.
Мы не знаем о дальнейшей судьбе Терри Уинчестера. Может быть, сегодня он, оказавшись в числе банкротов, жалеет о том, что двадцать лет назад уклонялся от политических споров, от участия в студенческом движении, от критического анализа ценностей американского общества. Как свидетельствует история сегодняшней Америки, многие из этих неудачников пополняют ряды безработных. Значительная их часть, испытав на себе прелести "свободного предпринимательства", активно включается в борьбу за обеспеченное будущее, против существующих порядков.
От редакции. О махинациях крупнейших фирм-банкротов и судьбе трудящихся, оказавшихся жертвами банкротств, мы расскажем в следующем номере бюллетеня.