Примерное время чтения: 6 минут
111

Когда в России будет дешевый бензин

НА ПРОШЛОЙ неделе в Швейцарии по иску фирмы "Нога" были арестованы картины из музея Пушкина. Их удалось отстоять. Но в последнее время Россия оказалась окружена плотным кольцом исков и претензий...

СОВСЕМ недавно прогремел другой скандал: акционеры "ЮКОСа" подали в суд на наше правительство и пока сдаваться не собираются. Они даже вручили повестку министру промышленности и энергетики Виктору ХРИСТЕНКО, хотя вспоминать об этом он не любит и говорить с "АиФ" на эту тему отказался. Однако всем уже ясно: экономическая мощь и независимость России будут постоянно испытываться на прочность.

Я - за такой отток капитала

- НЕДАВНО вы летали в Америку. Там вас принимали с распростертыми объятиями. Неужели Россия так интересна США?

- Наши отношения устоялись давно. Новой страничкой можно считать поставки сжиженного природного газа, частные инвестиции и международное сотрудничество в авиационной промышленности. Игроков на этом рынке очень мало, и один из крупнейших находится как раз в США ("Боинг". - Ред.). Совместные контракты в автопроме. Есть и еще одна тема: движение капитала не только в нашей стране, но и из России, в частности в Штаты. Не стоит забывать о российских металлургах, которые активно наращивают свое присутствие на американском рынке, о секторе высоких технологий. Крупные российские компании прокладывают дорогу на Запад, расширяют свой бизнес. Российские инвестиции в США уже превысили 1 млрд. долл. Еще несколько лет назад этого невозможно было представить!

- И чему тут радоваться? Это же отток капитала!

- Все-таки, говоря об оттоке капитала, мы, как правило, имеем в виду некий криминальный подтекст. А если российские компании расширяют производство и сферы влияния в других странах, а всю прибыль будут хранить в России или вкладывать в развитие бизнеса в нашей стране, то ничего плохого я в этом не вижу. Если это и отток капитала, то я всеми руками "за"!

Зачем нам "Боинги"?

- И ВСЕ-ТАКИ зачем нам в России "Боинги"? Почему столько говорят о возрождении отечественного авиапрома и опять поддерживают иностранные компании? Дошли уже до того, что "Аэрофлот" покупает подержанные иностранные самолеты для замены Ту-134...

- Правительство одобрило стратегию развития авиапрома. Государство собирается вложить в него 19,5 млрд. долл. Мы планируем создать Объединенную авиастроительную корпорацию, контрольный пакет акций которой будет принадлежать государству. По нашим планам, к 2015 г. выпуск авиатехники возрастет до 7 млрд. долл. Но пока продукция отечественных авиастроителей не может конкурировать с новейшими разработками западных гигантов: наши технологии устарели, производство падает. Компания "Боинг", к примеру, создает и продает один самолет в день. А мы - один в месяц.

- Значит, в возрождении авиапрома без иностранной помощи нам не обойтись. Хорошо. Но зачем России допускать западные компании к добыче российской нефти?

- В России работают французские, английские, американские, голландские, японские, даже индийские и тайские компании. И это нормально. Партнеров привлекают не только для того, чтобы они принесли денег, но и чтобы разделили риски, связанные с этим проектом. Зачем гигантской компании "Боинг" какие-то партнеры? А тем не менее в разработке ее нового лайнера участвует более 20 стран, каждая из которых берет на себя долю рисков. Это обычная практика. Поэтому никакой фобии по отношению к американцам или кому-то другому у нас быть не должно.

- Однако есть мнение: иностранцы приходят на все готовое и используют те природные ресурсы, которые есть на поверхности. Почему бы не дать им разрабатывать новые месторождения? Была бы польза...

- Я не думаю, что стоит обвинять иностранные компании, которые вкладывают в те же сахалинские проекты миллиарды долларов при достаточно больших рисках. Сегодня 90% недр распределено между российскими компаниями, и иностранцы участвуют в проектах совместно с ними. Остальные 10% в ближайшее время будут выставляться на тендер и аукционы. Когда это произойдет, мы посмотрим, кто придет их разрабатывать.

- "Газпром" покупает "Сибнефть". Грубо говоря, уходит под государственный контроль весь нефтегазовый сектор. И в то же время ваш коллега министр экономического развития и торговли Герман Греф заявляет, что государство должно максимально выходить из экономики. Как одно может сочетаться с другим?

- То, что активы в нефтегазовом секторе укрупняются, понятно и легкообъяснимо. Ранее мы, скорее, шли в обратном направлении, а теперь возвращаемся к общемировой практике. Ведь новые риски по освоению тяжелых районов по плечу только большим компаниям.

В России есть примеры объединения и коммерческих структур (ТНК - ВР), и государственных ("Роснефть", "Газпром"). И государство открыто говорит о своей стратегии в отношении этих активов. Она заключается в создании публичной, прозрачной компании, размещении ее на рынке с сохранением контрольного пакета акций (не менее 51% в руках государства), привлечении ресурсов для ее развития. В результате мы видим огромный потенциал развития "Роснефти" с перспективой выхода на уровень добычи в 100 млн. тонн в год в 2010 г.

Что касается "Газпрома", то объединение активов этой компании сопровождается либерализацией рынка ее акций, снятием любых ограничений по участию иностранных инвесторов и т. д. Говорить о том, что происходит какое-то "огосударствление", неправильно.

Никаких ориентиров, никаких специальных проектов, что ресурсы должны находиться под государственным влиянием, не существует. "Роснефть" и "Газпром" - это компании, которые собираются реализовывать свои проекты не только в России, но и в других странах.

- Виктор Борисович, через месяц начнется новый год. А ведь именно до этого срока нефтяники обещали "держать" внутренние цены на бензин. Не рванут ли они в январе вверх? Эксперты предсказывают подорожание на 20-30%...

- Мораторий был актом доброй воли со стороны крупных компаний. Чтобы цены не росли в дальнейшем, в частности после 1 января, нужно применять более эффективные меры со стороны государства.

"Замораживание" - это скорее мера психологическая, которая свое дело сделала. А стратегическое предложение - изменение режима налогообложения. В первую очередь изменение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Мы предлагаем сделать исчисление этого налога простым и некоррупционным, "отвязать" НДПИ от мировых цен. Думаю, реально это начнет действовать не раньше 2007 г. Но хочу отметить: речь идет не об общем снижении налогов. Сегодня добывающие сектора нефти и газа имеют высокую налоговую нагрузку, и мы не ставим вопрос о тотальном пересмотре такой ситуации.

Также мы собираемся предусмотреть налоговые каникулы для тех компаний, которые занимаются поиском новых месторождений и извлечением остатков из уже выработанных скважин. Сегодня это высокие риски и издержки. В последние 10 лет мы разведываем в 2 раза больше, чем добываем.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно