Внимание! На сайте статья дана полностью, печатный вариант сокращен.
Обозреватель "АиФ" попытался разыскать в Южной Америке следы шефа гестапо группенфюрера Генриха Мюллера.
Кто бы подумал, что владелец эсэсовских миллиардов мог вести тихую жизнь деревенского жителя здесь, в заброшенном домике на краю леса?
- ДОБРЫЙ день, фрау Хессельринг. Я ищу одного человека. Говорят, он жил здесь.
- Да-да, мне сказали. Проходите, пожалуйста, в дом. Кофе, герр журналист?
- Спасибо, вы очень добры.
На кухонной стене я рассматриваю черно-белый снимок: человек с военной выправкой обнимает за плечи десятилетнюю девочку. Она улыбается, он плотно сжал губы.
- Это мой папа, а это я... Отец из-под Регенсбурга. Когда-то он служил в вашей стране, писал мне оттуда письма. Постоянно жаловался на холод и снег.
Старушка смотрит на меня, но ничего не говорит. Медленно надевает очки.
- Давайте лучше вашу фотографию, я посмотрю. У меня отличная память.
Она меняется в лице в первую же секунду, бросив взгляд на фото из Интернета.
- Боже мой! Мне передали, что этот человек очень похож на нашего соседа. Но я даже не предполагала, что настолько...
- Вы уверены, что это он?
- Сорок лет прошло, сами понимаете. Но это его лицо... Да, он выглядит, как Эрнст Кромбах, только младше. Я покажу вам дом, где он жил. А почему вы его разыскиваете?
Скорее всего, он сбежал с золотым запасом Третьего рейха
Я РАСПЕЧАТАЛ фотографию "под подбородок", чтобы не были видны витые серебряные погоны на черном эсэсовском мундире. Со снимка на фрау Хессельринг глядел человек, так хорошо сыгранный в нашем кино добродушным Леонидом Броневым, - руководитель гестапо группенфюрер СС Генрих Мюллер, таинственно исчезнувший из горящего Берлина за сутки до самоубийства Адольфа Гитлера - 29 апреля 1945 года...
Его продолжали активно искать вплоть до восьмидесятых годов. Никто с самого начала не верил, что этот человек, виновный в смерти миллионов людей и обладавший уникальной информацией о пропавших тоннах золота рейхсбанка, был убит во время штурма Берлина. А после того, как раскопали его могилу на берлинском кладбище Лилинтальштрассе, и нашли в гробу кости от трех (!) разных людей, стало ясно: шефу гестапо удалось сбежать - скорее всего, вместе с золотым запасом Третьего рейха. Экспедиции по его розыску в джунглях Южной Америки в разное время проводили охотник за нацистами Симон Визенталь, автор "17 мгновений весны" - писатель Юлиан Семенов, и даже ЦРУ США, закрывшее "Досье N263" по поискам "старины Мюллера" лишь в декабре 1971 года. Германия же выдала ордер на его арест в 1973 году, получив "особые сведения" - этот ордер не отменен до сих пор. Кто бы подумал, что владелец эсэсовских миллиардов мог вести тихую жизнь деревенского жителя здесь - в заброшенном домике на краю леса?
...Апрель 2002 года. Мы общаемся с Симоном Визенталем в Документационном центре в Вене (это интервью было опубликовано в "АиФ"). Визенталь рассказывает, как когда-то изучал протоколы допросов оберштурмбаннфюрера Адольфа Эйхмана, похищенного израильской разведкой в Аргентине в 1960 году. Этот офицер СС был одним из прямых подчиненных Мюллера, и также бесследно исчез из Германии в самом конце войны.
- Он не переставал прозрачно намекать, что шеф гестапо живет в одной из стран Южной Америки и ему точно известно его местонахождение, - вспоминает Визенталь. - Видимо, Эйхман был готов "продать" эту информацию, чтобы ему сохранили жизнь, но суд распорядился иначе. Потом я много раз ловил себя на мысли, а вдруг он говорил правду?
...Деревушка "Вилла Бавария", где живет обладающая отличной памятью фрау Хессельринг, расположена примерно в 350 километрах от чилийской столицы - Сантьяго. Добраться туда непросто: асфальта нет, ехали по расползшейся в грязи дороге. Аккуратные баварские домики и образцовая германская церковь-"кирхе", даже мини-зоопарк для детишек...Но в остальном "Бавария" похожа на концлагерь - ограждения и столбы с километрами колючей проволоки. Сторожевые вышки, где сидели снайперы, демонтировали только недавно. Въезд посторонним был запрещен вплоть до марта этого года - тут никогда не любили гостей. Большинство мужчин и женщин говорят только по-немецки, и никогда не подумаешь, что поселение находится в Чили, а не где-нибудь под Мюнхеном. Однако не так давно "Вилла Бавария" называлась по-другому. В 1961 году бывший капрал медслужбы СС Пауль Шафер, прибывший с группой из трехсот немецких колонистов, основал "Поселение достойных" - "Колонию "Дигнидад". В этой группе находился и запомнившийся старожилам скромный пивовар Эрнст Кромбах, как две капли воды похожий на шефа гестапо - он поселся в голубом домике у самого леса.
"Они создали в этой деревне Германию сороковых годов"
...Дождь заливает колючую проволоку и слова, высеченные на валуне у ручья - "Мы пришли сюда по зову нации, мы - достойнейшие из достойных". Сорок лет в "Дигнидаде" запрещалось выходить за ворота деревни, а чужих не пропускали, даже если они были в форме полиции. У колонии был высокий покровитель, ставший советником Пиночета по безопасности - оберштурмбаннфюрер СС Вальтер Рауфф: когда-то один из близких друзей Мюллера. Также нашедший убежище в Чили, он часто приезжал сюда - выпить пива: старик Кромбах варил его по старым баварским рецептам. Точно как в Германии.
Рауфф умер в 1984 году. Я нашел его дом в Сантьяго - роскошные балконы, шикарные колонны, все отделано сусальным золотом: эсэсовец приехал в Чили уже с миллионами долларов в кармане. Его влияние в стране было таково, что в 1972 году даже лучший друг СССР, президент-коммунист Сальвадор Альенде отказался выдать Рауффа. Имея такого могущественного приятеля, Мюллер мог спокойно жить в лесной чаще, забыв об аресте.
- Уже тогда ходили разговоры, что Рауфф - это "кошелек" Мюллера, потому что за крупные сделки он расплачивался слитками золота из рейхсбанка, - рассказал мне бывший сотрудник аппарата Альенде Хорхе Хуарес. - Открыто говорили, что шеф гестапо прячется в "Дигнидаде" с согласия наших спецслужб. Однако попасть тогда в ту колонию - легче было бы на Луну полететь. Вы видели деревню? Они создали там настоящую копию Германии сороковых годов. Сейчас это не любят вспоминать, как и то, что большинство приезжих после Второй мировой были подтянутыми мужчинами лет за сорок. Сделать немецким поселенцам паспорта не представляло труда в Аргентине, а у нас нацисты меняли бумаги на другие с новым именем и фамилией - и концы в воду.
...Через несколько лет после ухода Пиночета в отставку глава колонии Пауль Шафер бежал из страны, а в "Дигнидаде" начались обыски. Самый большой сюрприз ожидал местных полицейских этим летом, когда в подземных котлованах нашли тайники с...оружием времен Второй мировой войны: пулеметы МГ-42 и автоматы МП-40 (у нас их называют "шмайссер"). Среди оружия оказалась новенькая (с иголочки) полевая форма СС, но это уже никого не удивило. Как это все попало сюда - один Бог знает. В этой связи невольно думается, что версия о двух подводных лодках, в августе 45-го выгрузивших на побережье Чили золото рейхсбанка, оружие и группу высших офицеров Третьего рейха, тоже имеет право на существование... Однако бывший староста "Виллы Бавария" (после бегства Шафера), Петер Мюллер, и "управляющий агент" от правительства Чили наотрез отказались обсуждать со мной версию, что глава гестапо долгие годы мог скрываться в "Колонии "Дигнидад". В Госархиве в Сантьяго почти нет фотографий жителей "Баварии": извиняясь, сотрудники разводят руками: "Это было закрытое общество". Нашли только снимок "фюрера" колонии Пауля Шафера из полицейского досье - его недавно арестовали в Аргентине, но он молчит, отказываясь давать показания.
Правду про Мюллера знали только президенты Пиночет и Альенде
...Я ставлю пустую чашку в центр накрахмаленной скатерти.
- Благодарю вас, фрау Хессельринг. Вы хорошо знали герра...э-э-э... Кромбаха?
- О, я бы не сказала. Он был замкнутым человеком, хотя очень вежливым. Любил детей - у него была жена, лет на тридцать помладше, и две дочки. Из своего дома он практически не выходил, разве что на охоту. Специально поселился у леса - говорил, что не особенно любит общество, предпочитая ему природу. Его дочери учились в нашей школе. Он был очень хорошим специалистом, варил самое лучшее пиво в деревне.
- Почему он уехал отсюда?
- Я не знаю. Он прожил пятнадцать лет, но однажды ночью неожиданно исчез. Утром проснулись, а его дом пуст. Он его даже продавать не стал. Говорят, он уехал в Боливию, его пригласили делать новый сорт пива. Ему было уже за семьдесят, как мне сейчас.
- У вас говорили что-то про его прошлое в...рейхе?
Бабушка вежливо улыбается.
- Молодой человек, у нас как-то не было принято обсуждать прошлое. Никто его не вспоминал, чтобы не сказать лишнее. Все вели себя так, как будто уже родились здесь.
...Мы уезжаем обратно, и я последний раз оглядываюсь из окна машины на деревеньку за колючей проволокой. Если Мюллер и правда скрывался здесь, неудивительно, что его не удалось поймать никому - тут не нашли бы и Гитлера. Даже в голове не укладывается, насколько все могло быть просто и ловко устроено: а ведь в его поисках сбились с ног ведущие спецслужбы мира. Немудрено, что въезд в "Баварию" открыли лишь тогда, когда все старики с военной выправкой и баварским акцентом, кто мог хоть что-то рассказать, уже легли на местное кладбище. Единственные, кто знал всю правду - бывшие президенты Альенде, Пиночет и "фюрер" колонии Шафер. Но один давно в могиле, второй - почти выжил из ума, а третий откровенничать не желает. Мой путь лежит в Ла-Пас - столицу Боливии, фактическим королем которой 30 лет являлся гауптштурмфюрер СС Клаус Барбье. Одним из лучших пивных заводов в Боливии (да впрочем, и всем остальным в этой беднейшей стране) тогда владел именно он - еще один закадычный друг Мюллера и бывший глава гестапо в одном из городов Франции - "лионский мясник".
Зачем человек, похожий на Мюллера, посещал посольство СССР в Боливии? Почему офицеры СС и агенты КГБ встречались в кондитерской? Читайте продолжение репортажа из Южной Америки в ближайших номерах "АиФ".
* Кодовыми словами "черные крысы" советский разведчик Рихард Зорге обозначал в своих радиограммах руководство Третьего рейха.
"Мюллер - уставший человек. Он хочет спокойно дожить свои годы где-нибудь на маленькой ферме с голубым бассейном... Чтобы перебраться на маленькую ферму, в тропики, нельзя торопиться. Когда в Берлине солдаты будут сражаться за каждый дом - вот тогда отсюда нужно уйти спокойно. И унести тайну золота партии."
Из книги Ю. Семенова "Семнадцать мгновений весны".
Смотрите также: