Примерное время чтения: 4 минуты
154

Где найти нового Маршака?

Объём продаж детской литературы за последние два года вырос в три раза. Однако на долю российских писателей приходится лишь четверть этого прибыльного рынка.

РЕКОРД по количеству проданных экземпляров по-прежнему принадлежит скромной английской учительнице Джоан Роулинг. Её романы о Гарри Поттере разошлись по всему миру тиражом в десятки миллионов, сделав её одной из самых богатых женщин Англии.

Заграница нам поможет или заглушит?

СПРОС на книги для детей растёт год от года - это видно любому, кто хотя бы изредка заходит в книжные магазины. Ещё несколько лет назад отдел детской литературы представлял собой зрелище довольно убогое - несколько полок, заставленных яркими книжками для самых маленьких и многочисленными энциклопедиями. Сегодня тесные закутки превратились в огромные залы с десятками стеллажей. Но начинаешь это богатство перебирать и понимаешь: изобилие-то кажущееся. В разных сериях, под разными обложками - сплошь фамилии и названия, знакомые ещё по собственному детству. Маршак, Алексин, Крапивин, Заходер, Кассиль. У Астрид Линдгрен или братьев Гримм выгребли, кажется, все запасы вплоть до писем и черновиков. Если встречаешь новое имя, то в 9 случаях из 10 оно оказывается иностранным.

- Сегодняшний рынок детской литературы в России я оцениваю как трагический, - говорит главный редактор "Книжного обозрения" Александр ГАВРИЛОВ. - У нас прервана традиция детской литературы, приличных отечественных детских писателей можно по пальцам перечесть - Андрей Усачёв, Артур Гиваргизов, Михаил Яснов. Поэтому наш детский литературный рынок - дефицитный. И, как на любом рынке, отсутствие отечественного товара тут же замещается импортом. На детском книжном рынке пока главным детским писателем остаётся Джоан Роулинг. За ней тянутся (как и во всем мире) Филипп Пулман, Люк Бессон со своими минипутами и прочее. Если эта товарная интервенция сможет рынок пробить, развить и сделать более объёмным, то туда подтянется и российский "производитель".

Дошли до мухоморов

НО РОССИЙСКИЕ издатели в российских же детских писателей денег вкладывать пока не хотят. Гораздо проще присоединиться к рекламной кампании кого-нибудь из западных авторов, в которую иностранные издательства уже вложили миллионы долларов. Хотя можно было бы взять того же Жаб Жабыча Сковородкина (забавного персонажа Эдуарда Успенского) или усачёвского Дракошу. Вложите в них деньги - и они станут популярными не меньше американского Шрека. Но рисковать собственными капиталами в нашей нестабильной стране бизнесмены пока не хотят. К тому же западные издатели теперь часто работают в паре с Голливудом, где крутятся такие рекламные деньги, которые ни одному самому развитому книжному рынку и не снились. Как правило, по удачной книге там быстренько снимают фильм, после чего тиражи романов, а вместе с ними гонорары авторов и прибыль издательств увеличиваются в разы. У нас же мультфильм про Алёшу Поповича сняли, он даже кассу собрал неплохую. Но вот русские былины почему-то на волне этого успеха никто допечатать не догадался. А зря - может, тысяча-другая детей и прочитали бы их, посмотрев мультик.

- Ситуация с отечественной детской литературой сегодня напоминает поход за грибами, - смеётся писатель Андрей УСАЧЁВ (автор книги и телепрограммы "Дракоша и компания", "Умная собачка Соня" и пр.). - Первые грибники идут и срезают только белые, потом идут следующие и берут подберёзовики и опята. И так доходят до мухоморов. Вот сейчас в литературе мы дошли до мухоморов. А ведь современным детям не хватает героев. Не образчика смелости типа Павки Корчагина или Васька Трубачёва, а простого современного мальчишки или девчонки, с которыми они могли бы соотнести себя, потому что они - из их жизни.

Но, если новых авторов не искать и не раскручивать, откуда же они возьмутся? Смотрите, что происходило в СССР в 30-е годы. Голодное время! Но при этом Маршак привлекает всех, кого только можно, к детской литературе - Толстого, Заболоцкого, даже заумного Хармса чуть ли не за уши тащил. Заложенным в те годы наследием мы живём до сих пор. И сказать, что сегодня детская литература находится на грани издыхания, было бы неправдой. В ней идут глубинные процессы. И если найдётся новый Маршак, который поможет им вырваться наружу, тогда наступит прорыв. И дети смогут выбирать не между одной книжкой и десятком каналов телевидения, как сегодня, а между десятком увлекательных романов. А телевизор оставят "на потом".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно