В ПОНЕДЕЛЬНИК в Челябинске должны были встретиться две солдатские мамы - Андрея Сычёва, которого сослуживцы избили так, что ему ампутировали полтела, и Александра Сивякова, одного из главных обвиняемых в пытках и издевательствах. Встречу организовывало руководство Приволжско-Уральского военного округа.
ГАЛИНА Сычёва наотрез отказалась: "Мне не о чем разговаривать с матерью изверга". Сивяковы же уже нашли адвокатов, которые определили линию защиты: Андрей сам попросил Александра немного его избить, чтобы "откосить" от армии, в которой уже служил полгода.
О ЧУДОВИЩНОЙ трагедии в Челябинском высшем командном танковом училище, случившейся в новогоднюю ночь, первыми написали "Аргументы и факты - Урал". Когда Андрея Сычёва стали готовить к операции по ампутации, нервы медсестры, которая его принимала, не выдержали, и она позвонила знакомой в местное отделение Комитета солдатских матерей. Те в свою очередь в "АиФ-Урал", потому что парень призывался в армию из Свердловской области. Лишь после того, как журналисты практически всех российских СМИ вслед за "аифовцами" подняли шум, у Андрея Сычёва появился шанс выжить.
Старослужащие заставили Андрея несколько часов сидеть в позе "стульчика" - на полусогнутых ногах, при этом били по ногам, а когда извергам надоели его стоны, парня изнасиловали. Несколько дней солдат жаловался командованию на боли в ногах, но после того как 4 января он не вышел на построение, его отправили в военный госпиталь. Там он пробыл ещё три дня, и только когда у него началась гангрена, военные медики отправили его в больницу скорой помощи. В течение двух недель Андрею поочерёдно ампутировали обе ноги, половые органы и палец правой руки.
Следователи военной прокуратуры, которые приходят к Андрею несколько раз в день, пока работают безрезультатно. Правда, когда парня только привезли в больницу, он успел сказать врачам имя одного из мучителей - младшего сержанта того же батальона Александра Сивякова. Последнего задержали и предъявили обвинение, так же как и ещё 10 военнослужащим, которые участвовали в издевательствах. Уголовное дело заведено и в отношении теперь уже бывшего начальника танкового училища генерал-майора В. Сидорова (он снят с должности и уволен из армии), который до последнего скрывал факт трагедии. Руководство Приволжско-Уральского военного округа с себя ответственности не снимает, но пытается выйти из ситуации по-своему: по слухам, в Москву на экспертизу отправлены ампутированные ноги солдата (нужны доказательства того, что тромбоз вен и последующая гангрена произошли вследствие избиения), один из генералов лично съездил за мамой главного обвиняемого Сивякова и пытался устроить ей встречу с Галиной Сычёвой, Национальный военный фонд Минобороны РФ выделил семье мальчика 70 000 рублей.
Врачи 3-й городской больницы бьются за жизнь солдата как могут. Они уверены, что, если бы он поступил к ним вовремя, можно было бы избежать ампутации. Поэтому следствие также будет давать оценку и действиям военных медиков, которые продержали Андрея в госпитале и упустили момент. Губернатор Челябинской области П. Сумин распорядился выделить Сычёвым 500 000 рублей, на имя сестры солдата открыт расчётный счёт, куда поступают деньги, шахтёры из Копейска Челябинской области привезли ему новенький суперсовременный компьютер.
Можно не сомневаться, что сегодня семье мальчишки, которому искалечили судьбу и украли здоровье в армии, помогут и власти, и добрые люди. Есть слабая надежда и на то, что будут справедливо наказаны все, кто причастен к этому страшному преступлению. Слабая, потому что уже сегодня действия военных направлены на то, чтобы максимально снять ответственность с высоких армейских чинов. А не на то, чтобы начать радикально решать проблему "дедовщины" и неуставных взаимоотношений. Кто-то из военных в кулуарных разговорах уже цинично назвал промахом то, что Андрея Сычёва отправили в гражданскую больницу: умри он на койке военного госпиталя, скорее всего, его объявили бы самоубийцей.
Командир солдата не спасёт
ОТВЕТСТВЕННЫЙ секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина МЕЛЬНИКОВА:
- КАЖДЫЙ год в комитеты солдатских матерей обращается более 50 тыс. солдат и их родителей. По нашему мнению, это в лучшем случае 30% информации. А до прокуратуры, по нашей оценке, доходит только каждое пятое из этих преступлений, потому что командиры делают всё, чтобы скрыть происходящее.
В отличие от иностранных армий российские солдаты не имеют даже мобильного телефона. У нашего солдата прав меньше, чем у зэка. Единственные, кто может помочь сегодня российским новобранцам, - это их родители. Часто от матерей слышу: "Была у сына в части, а он весь в синяках. Уехала вся в слезах". А почему уехала, а не пошла к военному прокурору?
Для тех, кто хочет помочь
ПРОГРАММА "АиФ. Доброе сердце" начала сбор средств на лечение и реабилитацию Андрея Сычёва. Для тех, кто решился поддержать нашу инициативу, публикуем банковские реквизиты:
Благотворительный фонд "АиФ. Доброе сердце", номер счета 40703810940170358401 в АКБ "Промсвязьбанк"(ЗАО), ИНН 7701619391, БИК 044583119, номер кор./сч. 30101810600000000119, для программы "АиФ. Доброе сердце".
Руководитель программы - Маргарита Широкова.
Электронный адрес - dobroe@aif.ru
Кстати
НЕ боевые потери Минобороны
ПО ДАННЫМ Министерства обороны, за 2005 год из-за "дедовщины" в армии произошло 16 убийств и 276 военнослужащих покончили жизнь самоубийством. Правозащитники считают, что порядка 80% из них - попытка военных скрыть имеющиеся факты издевательств. К этим цифрам можно добавить "причинение смерти по неосторожности" - 30 погибших и "несчастные случаи" - 276 человек. В результате этой статистики получается, что в прошлом году 598 человек не вернулись домой из армейских казарм.