Чудовищное ЧП в Челябинском танковом училище всколыхнуло всю страну. Генералы заподозрили в случившемся начало некой кампании против армии, а сотни матерей, которым вернули сыновей из казарм калеками или в цинковых гробах, наконец громко заговорили о своём горе.
АНДРЕЙ Сычёв, которого искалечили военнослужащие, до сих пор находится в реанимационном отделении и ещё не давал показаний следователям. Они приходят к нему в палату по несколько раз в день.
ВОЕННЫЕ таят надежду, что, может быть, откроются новые факты и выяснится, что рядовой Сычёв собственноручно истязал себя так, что ему пришлось ампутировать полтела.
Как бы то ни было, наша армия, авторитет которой стал повышаться в последние годы, снова опорочена. Офицеры танкового училища, где искалечили парня, говорят, что теперь в форме они на улице не показываются, потому что честь мундира замазана грязью, причём, по их мнению, незаслуженно. Почему они не вспомнили о мундире, когда в их заведении творился жестокий беспредел, офицеры не говорят.
Пытаясь найти причины издевательств в казармах, многие военные и политики говорят: мол, какое общество - такая и армия. Но не все с этим согласны. Всё-таки общество не живёт по уставу, не подчиняется строгому порядку, не имеет законного доступа к оружию, оно свободно в своём поведении. Армия от этого общества изолирована высокими заборами. При условии выполнения своих обязанностей офицерами на ограниченной территории с ограниченным контингентом можно добиться соблюдения конкретных правил поведения. Правда, в военных училищах сегодня курсантам так и объясняют, что дедовщина в армии возникла "в помощь офицерам, которым в одиночку не справиться с сотней буйных голов". Но с годами, видимо, она окончательно вышла из-под контроля людей в погонах.
За последние две недели на прессу обрушился шквал звонков. "Нам больше некуда идти, - раздаётся в трубке телефона женский голос из Тулы. - В части 38783 26 ноября прошлого года пьяный полковник выстрелил в солдата-срочника, своего водителя. Мальчика увезли в Москву, в госпиталь Бурденко, и через несколько дней он там скончался. Заведено уголовное дело по статье, которая не предусматривает уголовного наказания. А полковник уже предоставил следователям справку, что в тот момент он был невменяемым. Его даже не арестовали. Помогите добиться справедливости!"
А как её добиться? Через военную прокуратуру, суды? Да. Но сколько мы помним серьёзных наказаний? Вот и получается, что надо громко кричать на всю страну, чтобы самые главные начальники вплоть до президента услышали и приказали разобраться.
"Ну извини, мать"
МОСКВИЧ Владимир Осетров (1981 г. р.) пошёл служить после окончания университета. Попал в в/ч 3422 Московской области, которая занимается охраной порохового завода. Как дипломированному экономисту и человеку, хорошо владеющему компьютером, Володе доверили вести документацию продовольственной части.
Рассказывает мама, Татьяна Петровна Осетрова: "8 апреля прошлого года Вова засиделся за работой до поздней ночи. В это же время его сослуживцы пронесли в часть водку и в кабинете строевой части устроили пьянку. Израсходовав запасы, рядовые Кабанов, Новиков и Куренков решили влезть в кабинет командира. Знали, что он хранит у себя спиртное. Когда они взламывали дверь, сын услышал шум и выглянул в коридор. Пьяные солдаты напали на сына, повалили его на пол и стали методично избивать ногами. Потом бросили Володю без сознания на лестничной клетке второго этажа. Там он и умер. До демобилизации ему оставался всего месяц...
Почти год мы пытаемся наказать убийц. На сегодняшний день Кабанов и Новиков находятся в той же части под стражей. Получают денежное довольствие и даже прибавили в весе. Куренков же был признан свидетелем и уже демобилизовался. Никто из командиров не был снят с должности - отделались выговорами и замечаниями. Хотя после убийства сына из этой части уже сбегали двое солдат, не выдержавших издевательств".
АЛЕКСЕЙ Горних принял присягу 24 декабря 2005 года в в/ч 59075 в Северодвинске и вместе с 60 новобранцами и тремя офицерами отправился в Североморск, в часть, где ему предстояло служить.
Но до места назначения он не доехал. Его избили четверо сослуживцев и выкинули из поезда. В результате - обморожение, переломы черепа, челюсти, серьёзные травмы позвоночника. Нашли мальчишку местные жители, сейчас он в госпитале в Мирном.
Поразительно, но командир части, из которой уехал парень, позвонил матери только 3 февраля и сказал: "Ну извини, мать". До этого ни с места отправки, ни из части, куда он уехал, сообщений о том, что парень не доехал, не было.
Поднять престиж, занять делом
Сергей ЕНИКОЛОПОВ, психолог, считает:
- В ЗАМКНУТЫХ организациях людская агрессия проявляется в разы больше, нежели во внешнем мире. Это наглядно доказал американский психолог Филипп Зимбардо. Он взял группу психически абсолютно здоровых студентов. Разделил её на две части: одна должна была выполнять роль тюремщиков, другая - заключённых. Эксперимент пришлось прервать до срока, потому что уже через пару недель студенты-"тюремщики" начали бессмысленно и жестоко избивать своих товарищей - "заключённых".
В России все усугубляется тем, что армия по большому счету превратилась в маргинальную часть общества. Служишь - значит, неудачник. Эта навязанная обществом низкая самооценка способствует выявлению всех самых низменных черт человеческой натуры. Начинается вымещение злобы на более слабом. И я не верю, что контрактная армия спасёт от дедовщины. Туда просто придут бандюки с улицы. Потому что, если не работать над поднятием престижа Вооружённых сил, нормальные люди туда не пойдут.
Другая проблема - фактическое безделье солдат. Сейчас мало проводится полномасштабных учений. И чем занимается рядовой? Тупой строевой подготовкой, "рытьём канавы от забора до обеда" и пьянством.
Строже наказывать!
НЕСКОЛЬКО офицеров, служивших в Дальневосточном округе, получили сроки до 3 лет за то, что в ночь на 6 июня 1999 года 44 солдата срочной службы самовольно покинули часть, не выдержав издевательств со стороны своих командиров. Судмедэкспертиза установила, что у многих срочников тела были покрыты гноящимися ранами и язвами от кожных инфекций и практически все солдаты страдали дистрофией.
В январе 2003 года командир подмосковного дивизиона ПВО Александр Бороненков осуждён на 4 года условно с испытательным сроком за то, что направил пятерых солдат на дачный участок. Во время рытья траншеи неожиданно осыпался грунт и под завалом оказались трое солдат. Рядовой Дмитрий Киселёв скончался, ещё один солдат срочной службы получил травмы средней степени тяжести. Воинская часть выплатила 100 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда матери погибшего солдата и 18 тыс. рублей на лечение второго пострадавшего.
2 года дисбата - наказание младшего сержанта кремлёвского полка В. Шуменко. В элитном кремлёвском полку 7 января 2003 года рядовой Александр Фокин пытался покончить с собой, вскрыв вены. Его мучитель, младший сержант, утверждал, что всего лишь пытался "улучшить физподготовку" своего подчинённого.
Обеспечить "мобильниками"
ОТВЕЧАЕТ секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина МЕЛЬНИКОВА:
- УСТАВ не запрещает солдатам иметь мобильный телефон. Поэтому каждому призывнику родители могут выдать мобильник и не забывать его оплачивать. Если телефон отбирает командир или кто-то из "дедов", это подпадает под статью Уголовного кодекса и квалифицируется как грабёж.
В случае "неуставняка" с устными жалобами солдат может обратиться к любому командиру, а с письменным заявлением - строго по армейской иерархической лестнице. Но перед строем заявлений делать не стоит. Лучше один на один. Командир обязан немедленно отправить солдата в санчасть, чтобы зафиксировать побои и назначить дознавателя по этому делу.
Если меры не приняты, постарайтесь сообщить о случившемся в региональное отделение комитета солдатских матерей и окружную военную прокуратуру. Номера их телефонов (если они не висят на доске объявлений в общедоступном месте) должны быть у командиров всех частей.
Телефоны доверия в Москве:
Главной военной прокуратуры (495) 247-50-47
Комитета солдатских матерей (495) 928-25-06
Фонд "Право Матери" (495) 206-05-81
Армии - свою полицию
КАК только президент Путин на большой пресс-конференции 31 января предложил министру обороны подумать о создании военной полиции, о ней заговорили как об одном из возможных инструментов борьбы с дедовщиной. Какой она должна быть, пока никто не знает. Как сказал председатель Комитета Госдумы по законодательству П. Крашенинников, "военная полиция может появиться у нас уже в 2007 году. Это должно быть либо отдельное ведомство, либо федеральная служба, которая подчинялась бы Минюсту или МВД России". Военные пока своих соображений на этот счёт не высказывают. Главный военный прокурор А. Савенков, который и занимается надзором за соблюдением законов в армии, дипломатично заявил, что его ведомство примет участие в разработке положений о новой структуре, но, пока она не появилась, он предлагает восстановить институт гауптвахт.