После встречи в Женеве Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом и накануне очередного раунда советско-американских переговоров в редакцию поступило множество писем с просьбой подробнее рассказать о существе позиции Советского Союза и Соединенных Штатов по проблемам ограничения и прекращения гонки вооружений. На наиболее часто встречающиеся вопросы мы попросили ответить генерал- майора Ю. ЧЕПЛЫГИНА, кандидатов исторических наук А. ПОДБЕРЕЗКИНА и А. ЧАПИСА.
СОВЕТСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О СОКРАЩЕНИИ НА 50% ЯДЕРНЫХ ВООРУЖЕНИЙ СССР И США, ДОСТИГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИИ ДРУГ ДРУГА (ПРИ НЕМИЛИТАРИЗАЦИИ КОСМОСА)
Территория СССР находится под двойной угрозой - от СНВ средств средней дальности и передового базирования США.
У СССР кроме стратегических ядерных сил других средств, достигающих территории США, нет. (Из материалов пресс- конференции в Москве 22 октября 1985 г.)
- В чем суть "нового подхода", о необходимости которого говорил М. С. Горбачев на встрече в Женеве?
- Ракетно-космический век ломает привычные представления о национальной безопасности. Сегодня безопасность может быть только взаимной, а в масштабе человечества в целом только всеобщей. С учетом накопления колоссального количества средств массового уничтожения она не может и не должна строиться на военной силе или угрозе ее применения.
Создание системы надежной безопасности невозможно в новых условиях без безусловного отказа от глобальных претензий, без учета законных интересов всех государств, больших и малых. Как это ни парадоксально, но сейчас безопасность каждого государства все больше и больше зависит от того, насколько серьезно оно учитывает и уважает, более того, способствует повышению безопасности своих противников. Эту мысль очень четко высказал Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев в докладе о встрече в Женеве: "...мы, например, не хотели бы изменения стратегического баланса в свою пользу. Не хотели бы потому, что такое положение усилило бы подозрительность другой стороны, увеличило бы нестабильность общей ситуации". Насколько легче мир вздохнул бы, если бы эта основополагающая истина ракетно-ядерного века нашла бы наконец достойное место в мышлении военно-политических деятелей, определяющих внешнеполитический курс США.
Советский Союз категорически против пробы сил на поприще создания новых видов и систем оружия. По его твердому убеждению, сейчас нужно идти к совместному пониманию того, какой минимальный уровень вооружений у каждой из сторон можно считать достаточным с точки зрения ее надежной обороны. Разумеется, такой уровень должен определяться, исходя из принципа равенства и одинаковой безопасности всех стран. Только с учетом этого условия возможны весомые практические шаги по ограничению и сокращению вооружений.
- Каково содержание советских предложений по запрещению ударных космических вооружений и ядерных вооружений на Земле?
- Во-первых и это главное, Советский Союз предложил напрочь закрыть доступ в космическое пространство ударным вооружениям. При этом СССР исходит из того, что, появись они в космосе, был бы дан импульс гонке как ракетно- ядерных, так и космических, да и других вооружений.
Ударные вооружения в космосе - это прямой путь к усилению наступательных ядерных средств, это курс на демонтаж сложившейся системы международной безопасности, наконец, это неуклонное возрастание риска развязывания ядерной войны в результате случайности, ошибки, просчета или просто сбоя технически крайне сложных космических систем вооружений.
Во-вторых, при полном запрете на ударные космические вооружения, СССР предложил наполовину сократить все имеющиеся у СССР и США ядерные средства, достигающие территории другой стороны, с тем расчетом, чтобы в итоге такого сокращения общее число ядерных зарядов на них у каждой из сторон ограничить потолком в 6000 единиц.
В настоящее время у Советского Союза имеются 2504 стратегических средства доставки ядерных боеприпасов. В это число входят межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования (МБР), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и стратегические бомбардировщики. Других средств, достигающих территории США, у СССР нет.
У Соединенных Штатов на собственно стратегические вооружения - МБР, БРПЛ и тяжелые бомбардировщики - приходится в целом 2215 единиц. Кроме того, США имеют ядерные вооружения передового базирования, которые достигают территории СССР, - ядерные средства средней дальности (ЯССД), размещенные как в Европе, так и вне ее. Всего, с учетом американских ракет "Першинг-2", крылатых ракет наземного базирования и самолетов, обладающих радиусом действия 1000 км и более, в том числе и авианосной авиации, их число достигает 1149 единиц.
Таким образом, а сумме у США 3364 единицы средств доставки ядерного оружия, достигающего территории Советского Союза, по сравнению с 2504 у СССР. При этом у них больше ядерных зарядов, размещенных на этих средствах доставки.
В результате сокращения на 50%, предложенного Советским Союзом, у СССР осталось бы 1250 носителей, а у США - 1680, однако на них было бы размещено одинаковое число ядерных зарядов - по 6000. Как видим, Советский Союз имел бы в конечном итоге меньше носителей, чем Соединенные Штаты, однако равное с ними число ядерных зарядов, что обеспечивало бы примерное стратегическое равновесие между СССР и США.
Советское предложение о 50-процентном сокращении ядерных вооружений предусматривает, кроме того, что каждая сторона сама выбирает, какие средства доставки она будет сокращать, исходя из того, что на одном из трех компонентов носителей (МБР, БРПЛ, тяжелых бомбардировщиках) остается не более 60% зарядов от их общего разрешенного числа.
Таким образом, выдвигая это предложение, СССР учитывает не только интересы собственной безопасности, но и интересы безопасности США. Советское предложение охватывает все средства, которые участвуют в стратегическом балансе сторон, и позволяет учесть объем реально существующей угрозы как для США, так и для СССР - независимо от того, какими средствами и с какой географической точки доставляются ядерные боезаряды.
Другими словами, это равноправное, учитывающее интересы безопасности каждой из сторон предложение.
Новые предложения СССР учитывают и интересы безопасности Европы. Что касается ядерных средств средней дальности в этом регионе, то конечная цель Советского Союза поэтому вопросу - полное освобождение Европейского континента от ядерного оружия - как средней дальности, так и тактического.
Однако, поскольку США и их союзники по НАТО на это не идут, СССР готов искать компромисс и в этой сфере. Так, Советский Союз предложил начать с промежуточного решения, а затем вести дело к дальнейшим сокращениям на основе сохранения ядерного баланса на всех этапах такого сокращения.
СССР готов рассматривать этот вопрос отдельно, вне непосредственной взаимосвязи с проблемой космических и стратегических вооружений. А чтобы камнем преткновения не стали соответствующие ядерные вооружения Англии и Франции, которые СССР не может не учитывать в европейском балансе сил, он готов начать прямой обмен мнениями с этими государствами.
- Как бы вы охарактеризовали существа позиции американской администрации в период подготовки и проведения женевской встречи?
- К встрече в верхах американская сторона по основным вопросам безопасности - сокращению вооружений - пришла с неконструктивными, половинчатыми предложениями, явно продиктованными стремлением к достижению военного превосходства для США и НАТО.
Буквально в самом преддверии встречи США осуществили ряд шагов, которые иначе как демонстративными и нацеленными на оказание негативного воздействия на атмосферу переговоров в Женеве не назовешь. Так, Вашингтон злоумышленно - другого слова и не найдешь - провел серию испытаний ядерного оружия. Осенью того же года Пентагон провел испытание противоспутникового комплекса "АСАТ" по реальной цели в космосе. Все эти шаги были предприняты "в ответ" на ряд мирных инициатив Советского правительства.
В ходе встречи президенту США было убедительно показано, что реализация программы "звездных войн" не просто даст импульс гонке всех видов вооружений. Оно положит конец всяким надеждам на сдерживание этой гонки. Будет создан не "щит" от ядерного возмездия, а космическое наступательное оружие, которое может быть использовано и против космических объектов, и против целей на земле, в воздухе и на море.
Средства широкомасштабной ПРО могут породить опасную иллюзию, будто из-под космического "щита" можно нанести ядерный удар первым, а ответный удар предотвратить или, по крайней мере, ослабить. Противоракетная оборона США - это не что иное, как часть единого наступательного комплекса.
- В чем заключаются американские предложения об ограничении ядерных вооружений, каков их характер?
- Предложение американской стороны, как это следует из выступления специального советника президента П. Нитце, оставляет в стороне проблему ударных космических вооружений и подразумевает сокращение боеголовок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет морского базирования до 4500 единиц (из них 3000 для МБР). В случае принятия этого предложения, а также условия США о 50-процентном сокращении суммарного забрасываемого веса баллистических ракет США были бы готовы отдельно ограничить число крылатых ракет воздушного базирования 1500 единицами. Таким образом, Вашингтон предлагает сократить имеющиеся стратегические арсеналы до уровня в 6000 ядерных боеголовок.
Что касается средств доставки ядерных боеприпасов, то США предложили ограничить их число 1250 - 1450 единицами баллистических ракет (МБР и БРПЛ) и 350 единицами тяжелых бомбардировщиков.
Предложение американской администрации пока несет на себе явный отпечаток односторонности и направлено на предоставление Вашингтону ряда преимуществ. Это выражается, в частности, в следующем.
Во-первых, США не отказались от прекращения работ, ведущихся по программе "звездных войн". Более того, как показывает практика, эти работы в последнее время ускорены.
Работы по созданию ПРО с элементами космического базирования невозможно совместить с процессом ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений - об этом неоднократно со всей категоричностью заявляло советское руководство. Развертывание широкомасштабной программы "звездных войн" параллельно с сокращением наступательных стратегических вооружений - эта цель американской администрации не может найти поддержку у СССР, так как фактически это означало бы одобрение планов подготовки к созданию потенциала первого удара США.
В самом деле, развертывание широкомасштабной системы ПРО, при значительном сокращении наступательных стратегических вооружений, означает облегчение задачи для США при подготовке к ведению ядерной войны, ведь в этом случае Вашингтону пришлось бы перехватывать меньшее количество ядерных боеголовок в ответном ударе СССР.
Кроме того, сокращение наступательных стратегических вооружений, при одновременном развертывании американской системы ПРО, означало бы, что Советский Союз был бы ограничен в выборе ответных мер, нейтрализующих действия США.
На этот счет М. С. Горбачев совершенно определенно заявил: "...неужели американское руководство всерьез полагает, что в условиях создания американского космического оружия мы будем сокращать наш стратегический потенциал, своими руками помогать США ослабить его? На это не надо рассчитывать. Произойдет как раз обратное: Советский Союз для восстановления равновесия будет вынужден повысить эффективность, точность, мощность своих вооружений с тем, чтобы нейтрализовать, если это потребуется, создаваемую американцами электронно-космическую машину "звездной войны".
Следовательно, предложение США о сокращении стратегических вооружений без отказа от создания ударных космических средств направлено на приобретение явного военного преимущества над Советским Союзом.
Кроме того, говоря о сокращении ядерных зарядов СССР и США до уровня в 6000 единиц, Вашингтон рассматривает только свои стратегические вооружения и не намерен учитывать все ядерные средства, достигающие территории СССР. Таким образом, он не учитывает в равной степени интересы безопасности обеих сторон, откровенно стремится к военному превосходству, ведь только крылатых ракет Вашингтон намеревается развернуть в ближайшем будущем несколько тысяч! США намерены не сокращать, а наращивать свой ядерный арсенал за счет развертывания новых систем, не ограничиваемых американским предложением.
В-третьих, на СССР американское предложение накладывало бы значительные ограничения, требующие перестройки структуры стратегических сил в выгодном для США направлении.
Так, например, говоря о потолке в 6000 зарядов для советских баллистических ракет, Вашингтон требует значительно ограничить число и забрасываемый вес боеголовок, размещенных на советских ракетах наземного базирования, хотя, как известно, именно на них сосредоточена подавляющая часть сил ответного удара Советского Союза. Таким образом, США пытаются наложить существенные ограничения на стратегические силы СССР, оставляя открытыми одновременно целые направления для увеличения своего ядерного потенциала и при продолжении работ над созданием ударных космических вооружений.
Хотя наши и американские предложения по сокращениям ядерных вооружений во многом расходятся, мы не драматизируем это обстоятельство. На этом пути возможны развязки, и СССР готов их искать там, где есть точки соприкосновения. Естественно, такой поиск возможен только при отказе США от создания и развертывания ядерных космических средств.
- Стал ли мир безопаснее после встречи высших руководителей СССР и США в Женеве?
- Сама встреча и ее итоги внесли определенный вклад в укрепление безопасности. Она знаменует собой начало диалога с целью добиться перемен к лучшему, для продвижения вперед. И хотя СССР и США по-прежнему разделяют крупные разногласия, прямой, ясный и конкретный разговор был необходим, и он дал положительные результаты, которые необходимо развивать на практике.
Это прежде всего закрепленное в совместном заявлении общее понимание, что ядерная война никогда не должна быть развязана, что в ней не может быть победителей. Это - обязательство не стремиться к военному превосходству. СССР и США подтвердили свое обязательство способствовать повышению режима нераспространения ядерного оружия.
К разряду принципиальных можно отнести совместное выступление двух стран за всеобщее и полное запрещение и уничтожение химического оружия.
В результате встречи в Женеве появился ряд полезных договоренностей по многим направлениям двустороннего советско-американского сотрудничества. Стороны, например, высказались за продолжение политических контактов, включая новые встречи.
Вместе с тем следует прямо признать, что решения кардинальных вопросов, связанных с прекращением гонки вооружений, на встрече найти не удалось. Конечно, после столь длительного периода навязываемой Соединенными Штатами жесткой военно- политической конфронтации, набравшей известную инерцию, надеяться на крупные сдвиги в решении проблемы прекращения гонки вооружений во время одной встречи нереально. Но нельзя не заметить и того, что американская сторона не отказалась от программы "звездных войн", не позволила прийти в Женеве к конкретным договоренностям по реальному разоружению, и прежде всего по центральной проблеме - ограничению ядерных и запрещению космических вооружений. Для решения этой проблемы Соединенным Штатам еще предстоит пройти свою половину пути.