В ДЕЛЕ, которое недавно рассмотрел Алма-Атинский областной суд, немало страниц, покрытых мраком тайны вовсе не религиозного содержания. Много в нем и эпизодов, которые могли бы составить сюжет детективной повести.
Например, вот такой. 29 сентября 1988 г. с Холмского целлюлозно-бумажного комбината, что на Сахалине, в адрес управления "Казснабпечать" отправляется вагон высококачественной бумаги. По прибытии в Алма-Ату в вагоне недосчитываются 23 тонн этой бумаги.
Эпизод второй. 1 октября 1984 г. дежурный поста ГАИ под Семипалатинском заметил, что одна из легковых .автомашин свернула на проселок в объезд поста. Сообщив по рации о своих подозрениях, он направился следом. Навстречу выехали коллеги. При проверке оказалось, что в машине некие Кригер и Регер, проживающие в Алтайском крае, везли 460 экземпляров сектантских книг и фотоаппарат японского производства "Косина". Сотрудникам ГАИ они пояснили, что едут из города Иссыка.
Третий эпизод. Актюбинский железнодорожный вокзал. 22 ноября 1984 г. на его перрон из московского поезда вышли мужчина и женщина с тяжелыми сумками в руках. Они оглядывались, искали кого-то. Подозрения дежурившего в этот час милиционера усилились, когда приезжие пустынными проходами направились к ожидавшей их автомашине. Завидев работника милиции, они скрылись. Встречавшим же оказался А. Петерс, дважды судимый.
Неизвестные впопыхах бросили сумки, в которых оказалась 271 офсетная матрица западногерманского производства с текстом религиозно-пропагандистской книжки, предназначенной для обучения детей. Там же оказались крупная сумма денег и два паспорта на имя Екатерины и Николая Ламертов, прописанных в городе Иссыке.
В ДОМЕ Петерса скрывшихся супругов не обнаружили, зато обнаружили большое количество клеветнической литературы. Не нашли Николая Ламерта и в Иссыке. Однако у его родственников, активных членов общины баптистов- раскольников Егора и Андрея Вольфов, на чердаках и в сараях домов, где проживали братья, хранилось более 6 тонн бумаги - той самой, сахалинской, как позднее установит экспертиза. Нашли здесь в разобранном виде печатный офсетный станок, переплетные приспособления, фототехническую пленку, химикаты, типографскую краску, 150 метров технической марли, 200 - ледерина, 260 - коленкора, столярный клей, желатин, картон, полиграфическую фольгу (аналогичную той, что супруги Ламерты, поспешно бежав, оставили в Актюбинске) и другие материалы, предназначенные для выпуска книг и брошюр.
Отметим сразу: многое из перечисленного в розничную продажу не поступает. Выходит, либо все это украдено Вольфами, либо скуплено у воров. Возникает вопрос: как совместить проповедуемое сектантами "не укради" с тем, что делали братья?
Помимо всего перечисленного, в доме братьев Вольфов, а также у пресвитера общины И. П. Штеффена, Н. А. Ламерта и других изъято большое количество нелегально изданной литературы.
Содержание этой литературы диктуют руководители "Совета церквей евангельских христиан-баптистов" (СЦ ЕХБ) - сектантской организации, отколовшейся в 1961 г. от официального баптистского союза. С момента своего образования и до настоящего времени СЦ ЕХБ занимает антиобщественные позиции, подстрекает верующих к неподчинению советскому законодательству о религиозных культах и отказу от регистрации общин. Свой антиобщественный курс он подкрепляет активной идеологической деятельностью, направленной на пропаганду идей и взглядов СЦ ЕХБ, воспитание верующих в духе религиозного фанатизма и готовности к экстремистским действиям. Подпольная фабрика, тиражировавшая издания СЦ ЕХБ, и была раскрыта в Иссыке.
И ВОТ на скамье подсудимых бывший пресвитер Иссыкской автономно зарегистрированной общины И. П. Штеффен, активные члены этой общины Е. К. и А. К. Вольфы. Одному из братьев 31, другому 27 лет. Штеффену - 58. Кто они такие? Старший из братьев - Егор - газоэлектросварщик автобазы "Казмясомолтранс", Андрей - экскаваторщик райобъединения Сельхозхимии. Штеффен - плотник автоколонны Казсельхозхимии. По службе замечаний нет. Но за этим внешним, "мирским" скрывается другое лицо. На скамье подсудимых Штеффен в четвертый раз. Три последних - за уголовные преступления, совершенные под маской отправления религиозных обрядов. А в первый раз, в 1950 г., Штеффен, уроженец Запорожской области, был осужден военным трибуналом в Вологодской области за измену Родине к 25 годам лишения свободы. Позднее по соображениям гуманности срок наказания был ему значительно сокращен. И. Штеффен объявился в Иссыке. С тех пор бывший фашистский пособник, обозленный на Советское государство, старается принести ему вред, где это только возможно.
Не прошло и десяти лет после первого освобождения, как Штеффен вновь предстал перед народным судом. Теперь уже за посягательство на личность и права граждан. Но, возвращаясь каждый раз после отбытия наказания, он, прикрываясь религиозной ширмой, снова принимался нарушать законодательство о религиозных культах, в своих проповедях призывал к этому и других членов общины. И братья Вольфы - "продукт" этой деятельности. В проповедях, читаемых ими на молитвенных собраниях, в книжках, брошюрах, журналах, переправляемых в Иссык нелегально и здесь же размножаемых, то и дело встречаются места, пронизанные клеветой, ложью, порочащие социалистическое государство.
Вот выдержки из проповеди, записанной на изъятую у сектантов магнитофонную кассету: "Законодательство - антиконституционный акт против нашего священного писания, против воли божьей... Законодательство - это источник самых больших гонении против церкви Христовой... Законодательство - это худшее, что сделал враг для дела божьего, для того, чтобы поработить церковь... взять над ней власть" и т. д. В другом пасквиле утверждается, что после принятия новой Конституции СССР власти "взяли курс на полное уничтожение верующих".
НАДО ЛИ доказывать всю гнусность и ложь этого утверждения, извращающего Основной Закон Советского государства? Но ведь читал Штеффен это и тому подобное на собраниях вслух, давал прочесть тем, у кого хорошая дикция. На этой стряпне и воспитывались братья Вольфы, Н. Ламерт, другие. Этой стряпней вбивался клин между рядовыми членами общины и советским обществом.
Отчего же вожаки совета церквей ЕХБ идут в подполье, почему прячутся от глаза людского?
Да потому, что деятельность их густо замешана на религиозном фанатизме. Потому, что это выгодно подрывным идеологическим центрам за рубежом и спецслужбам капиталистических стран. И не все верующие сознают, что они являются лишь орудием в руках наших идеологических противников, которые подталкивают членов общин к попранию законов. Вот что, например, пишет в зарубежном издании одна из радетельниц христиан-баптистов (естественно, поддерживающих СЦ ЕХБ): "Чем больше верующих войдут сегодня в бессмертные страдания, тем больше и обильнее будет жатва". Принцип иезуитов: чем хуже, тем лучше. Лучше для западной пропаганды, которая всякий раз поднимает "благородный" вой, когда советское правосудие привлекает к ответственности нарушителей законов, оправдывающих свои уголовные преступления религиозными убеждениями.
В 1979 г. к этому хору присоединился и голос миссии "Фриденсштимме", свившей гнездо в ФРГ. Создание ее преследовало задачи объединения и использования в подрывных антисоветских целях выехавших из нашей страны экстремистски настроенных сектантов. Помимо налаживания нелегальных связей с единоверцами и проведения религиозно-пропагандистской работы на территории СССР, она занимается сбором и фабрикацией клеветнических материалов о положении верующих в нашей стране.
Одним из руководителей миссии является Вальтер Пеннер, бывший пресвитер макинской (Целиноградская область) незарегистрированной общины баптистов-раскольников. В 1975 г. он выехал в ФРГ. Его крайний религиозный фанатизм, перемешанный со злобой ко всему советскому, помог ему, несмотря на семиклассное образование, быстро "выдвинуться" в число руководителей "Фриденсштимме". Не обделены постами его родственники и "братья" по общине, тоже перебравшиеся в ФРГ из СССР.
Не менее одиозной фигурой является Георгий Винс, выдворенный из Советского Союза, а теперь возглавляющий зарубежное представительство СЦ ЕХБ. Стоит упомянуть также бывшего пресвитера алма-атинской незарегистрированной общины ЕХБ Николая Классена, его жену Марию, а также их подручную Светлану Руди, в прошлом жительницу г. Фрунзе. Перебравшись в ФРГ, она быстро установила связи с деятелями из "Фриденсштимме". По указке миссии Руди забрасывала сектантов Алма-Атинской области благотворительными посылками с вещами, порой бывшими в употреблении. Однако такое унижение достоинства советских людей в порядке вещей у зарубежных "благотворителей". Но не только поношенные платья и костюмы присылались из ФРГ. Как утверждает Алма-Атинская таможня, некоторые посылки содержали запрещенные к пересылке предметы. Для их маскировки использовались фотоальбомы, коробки из-под конфет, коробки со стиральным порошком, банки с кофе и какао. Мне показывали миниатюрную магнитофонную пленку, которая была залита в плитку шоколада.
А вот посылка на имя И. Швабауэр из села Кок-Тюбе-3 Энбекшиказахского района. Коробка конфет оказалась с двойным дном, и таможенники извлекли из нее книжку в 200 страниц. Б. Пацель из села Кок-Тюбе-1 того же района пытался таким способом переслать магнитофонные кассеты. Магнитофонные записи в семисотграммовом пакете кофе пришли в адрес Г. Ведель в Алма-Ату.
Во "Фриденсштимме" надеются: что-то все же дойдет до адресата и с помощью вот таких вольфов, ламертов, петерсов и им подобных распространится по стране.
Окончание следует.