Примерное время чтения: 10 минут
77

[Есть ответы] Ваши вопросы от 21.04.1986

Иногда приходится сталкиваться с высказываниями, что, мол, раньше культурная жизнь сосредоточивалась в монастырях - этих "очагах", или, как их еще называют, "оазисах культуры". Насколько точно эти высказывания отражают реальность?

А. Сливенков, Можайск

На вопрос читателя отвечает кандидат философских наук В. ЗАДОРОЖНЮК.

МНОГОЧИСЛЕННЫЕ исторические свидетельства и факты опровергают эти высказывания. Так, церковники утверждают, что именно монахи привили на Руси письменность, а затем литературу. Но данные археологических раскопок свидетельствуют, что письменность существовала на Руси и до введения христианства. Конечно, после введения христианства в 988 г. она получила более широкое распространение.

Сейчас выступающие в передачах "радиоголосов" представители клерикальных кругов сокрушаются о якобы имеющем место падении нравов в Советском Союзе, в чем, по их мнению, повинно отсутствие "духовной литературы", в частности житий святых.

В какой же степени подобная литература повлияла на развитие национальной культуры? Величайшим памятником древнерусской литературы является, как известно, "Слово о полку Игореве". События, описанные в нем, обращены к концу XII века: на Руси уже два века как введено христианство. Однако (и это весьма примечательно) следов новой религии в этом произведении почти нет. Нет их и в "Александрии", в "Повести об Акире Премудром", в других древнерусских книгах XI-XV веков, эпохи, хронологически непосредственно связанной с периодом, условно называемым "крещением Руси".

Что касается собственно религиозной литературы, то она весьма специфична, описываемые в ней жития святых почти одинаковы, отличаются лишь посмертными "чудесами", повторяя по форме, стилю и приемам то, что писалось сотни лет назад. Примечательно в этой связи, что за последние 30 - 35 лет один только Институт русской литературы (Пушкинский дом) в Ленинграде сделал для изучения древнерусской литературы больше, чем многочисленные богословы за века. Имеется в виду громадная текстологическая работа, установление времени написания произведений. Что немаловажно - эти произведения стали достоянием широкого круга читателей.

Во многих зарубежных литературоведческих исследованиях, результаты которых услужливо преподносятся подрывными радиоцентрами, не обходится без упоминания того, что Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой искали ответы на вопрос о смысле человеческого бытия в монастырях, в частности у монахов Оптиной пустыни близ г. Козельска.

Действительно, монастырь привлекал к себе внимание русских писателей. Но в творчестве Гоголя монашество сыграло едва ли не фатальную роль; М. Ю. Лермонтов и Н. А. Некрасов описывали жизнь монастырей в осуждающем тоне. Наиболее полно изображена монастырская жизнь, пожалуй, лишь в повести Толстого "Отец Сергий". Но о чем пишет Толстой? О том, что монастырь - место духовного поиска, неизбежно заканчивающегося крахом.

Много ли в произведениях этих писателей говорится о культуре в монастырях? Почти ничего. Монастырь справедливо представляется русским писателям скорее убежищем от кричащих противоречий современной им российской реальности, нежели центром культуры или даже, как выражаются наши идеологические противники, ее хранилищем.

Целая армия "духовного воинства", которое появилось на Руси с XI века, в общем мало заботилась о повышении культурного уровня народа, а больше о собственном преуспеянии.

К 1895 г. в России насчитывалось 1025 (по другим данным - 1245) православных монастырей, в которых спасались "от грехов мира" около 100 тыс. (по другим данным - 106 тыс.) монахов, монахинь и послушников. На их содержание тратились громадные средства.

Монастыри все в большей мере становились тормозом культурного развития, придатком к идеологической машине Российской империи. Так что ореол чуть ли не единственного носителя культуры, которым пытается окружить себя церковь, конечно же, неправомерен.

Но вместе с тем так же ошибочно сводить роль церкви и монастыря в становлении русской культуры исключительно к "реакционной сущности". Советские историки - вопреки измышлениям буржуазно-клерикальной пропаганды о "культурном нигилизме", выводимом из атеизма, - признают, что монастырь был местом работы древнерусских писателей, пишущих отнюдь не только на религиозные темы; историков, включая первого отечественного представителя этой науки монаха Нестора; художников, ремесленников, зодчих.

И это не случайно. Монастыри нередко собирали в своих стенах лучшие умы, создавали деятелям культуры благоприятные условия для работы. Но все это делалось отнюдь не из благотворительных соображений. Талант заставляли служить на благо церкви, а точнее - церковной братии, а не народа.

* * *

Слышал, что на ближайших Олимпийских играх наряду с любителями будут участвовать и спортсмены-профессионалы. Так ли это?

В. Сопко, г. Золотоноша, Черкасская обл.

На этот вопрос отвечает ответственный секретарь НОК СССР В. ХОТОЧКИН.

ВОПРОС, который вы поднимаете, сейчас широко обсуждается в мировой прессе. Австрийская газета "Фольксштимме" наметившуюся в последнее время тенденцию профессионализации и коммерциализации олимпийского движения не без основания связывает с деятельностью президента МОК Х. А. Самаранча (Испания). Во многом благодаря его усилиям Международный олимпийский комитет постепенно превращается в "предприятие, приносящее прибыль". За огромные суммы денег осуществляются операции по продаже олимпийской символики некоторым фирмам, заключаются сделки с телевизионными компаниями, которые теперь оказывают весьма мощное влияние на деятелей МОК.

В газете справедливо отмечается опасность линии на достижение "целей, не имеющих ничего общего с олимпийскими идеалами, т. е. обеспечение господства коммерции, ставящей Олимпийские игры в зависимость от гигантских концернов".

Ярким примером такого положения могут служить дебаты в отношении времени начала соревнований на очередной летней Олимпиаде в Сеуле, которое подгоняется в ущерб интересам спортсменов под требования американских телекомпаний. Стоимость приобретения телеправ на показ Олимпийских игр составила: зимних в Калгари - 309 млн. долл. и летних в Сеуле - 300 млн. долл.

Телевизионные компании тратят такие большие деньги не зря, они получают огромные доходы за счет использования своих телеправ для рекламы товаров различных фирм. Это компенсирует произведенные затраты и приносит им большую чистую прибыль.

Коммерциализация олимпийского спорта порождает его профессионализацию. До сих пор барьером для проникновения профессионалов служило правило 26 Олимпийской хартии, которое запрещает профессиональным спортсменам и тренерам участвовать в Олимпийских играх. В настоящее время президент МОК Х. А. Самаранч стремится реализовать свою идею так называемых "открытых" Олимпийских игр, предоставляющую возможность профессионалам участвовать в Олимпийских играх. В прошлом году ему удалось провести через Исполком решение о допуске спортсменов-профессионалов по футболу, хоккею и теннису, которое должно было быть утверждено в мае 1985 г. на сессии МОК в Берлине. Однако, почувствовав, что решение Исполкома не получит поддержки у большинства членов МОК, Х. А. Самаранч не поставил его на голосование. Таким образом, оно до сих пор не утверждено МОК. После этого была предпринята новая попытка допустить профессионалов на Олимпийские игры. Исполкомом МОК был разработан так называемый "кодекс атлета", который призван заменить действующее правило 26 Олимпийской хартии.

Предлагаемый проект "кодекса атлета" не отвечает олимпийским принципам, а в некоторых его разделах прямо противоречит Олимпийской хартии. В частности, в проекте "кодекса атлета" отсутствует запрещение профессиональным спортсменам, и тренерам участвовать в Олимпийских играх, что делает их фактически "открытыми". Такое положение является прямой ревизией заключительного документа XI Олимпийского конгресса в Баден-Бадене. Как известно, Ассоциация международных спортивных федераций (МСФ) по летним и зимним видам спорта высказалась против допуска профессионалов на Игры на декабрьской сессии 1984 г. в Лозанне. Такое же заявление имеется и в "Мексиканской декларации", принятой Ассоциацией национальных олимпийских комитетов (АНОК). Следует отметить, что в проекте "кодекса атлета" отсутствует важнейшее определение того, кто может быть участником Олимпийских игр, а оно составляет основу правила 26 Олимпийской хартии.

Международная спортивная общественность активно выступает против допуска профессионалов на Олимпийские игры. Профессиональный спорт не может быть включен в олимпийское движение. Построенный целиком на основе коммерции, он противоречит духу и принципам международного олимпийского, движения. Олимпийские комитеты социалистических стран, а также Эфиопии, США, Мексики, Венесуэлы и ряда других государств уже высказались против принятия этого проекта, Против него выступают руководители АНОК и целого ряда международных любительских спортивных федераций.

Совершенно очевидно, что "кодекс атлета" в его настоящей редакции направлен против интересов молодых освободившихся государств, делающих первые шаги в спорте. Реакционные силы пытаются изменить высокогуманные принципы олимпизма в угоду интересам транснациональных корпораций, узкой элитной прослойки спортсменов- профессионалов.

В скором времени проект "кодекса атлета" будет обсуждаться на Генеральной Ассамблее национальных олимпийских комитетов, международных спортивных федераций, слово которых будет иметь важное значение, перед тем как МОК примет окончательное решение на своей сессии в октябре 1986 г. в Лозанне.

* * *

В печати сообщалось об ожесточенных столкновениях между пуштунскими племенами и пакистанскими войсками в районе Хайберского перевала. Кто такие пуштуны и чем вызваны карательные действия Исламабада?

П. Чернобай, пос. Глубокое, Восточно- Казахстанская обл.

ПУШТУНЫ - общее название племен, населяющих горные районы по обе стороны афгано- пакистанской границы. Наиболее значительные из них - шинвари, африди, моманды, джази, вазири и другие. Общая численность пуштунов составляет, по разным оценкам, 15 - 20 млн. человек. На территории Пакистана проживает примерно 10 млн. человек, из них около 3 млн. - в "зоне свободных племен".

"Зоной свободных племен" называют горную территорию, протянувшуюся на 600 км по обе стороны афгано-пакистанской границы. На территории Пакистана она административно включена в Северо-Западную пограничную провинцию с центром в Пешаваре и разделена на 7 агентств: Хайбер, Курам, Бандисаур, Малаканда, Моманд, Северный и Южный Вазиристан. Проживающие здесь племена издревле пользуются широкой автономией. Никто не может вступить в их владения без разрешения вождя или джирги - совета племени. Связь с правительством осуществляется через агентов, назначаемых Исламабадом. Практически все взрослые мужчины носят оружие.

Вожди являются полновластными хозяевами племен; они - верховные судьи. Большим влиянием пользуется племенная верхушка - старейшины и муллы.

Пуштуны ведут полукочевой образ жизни. Основное занятие - отгонное скотоводство. Районы кочевья распространяются как на территорию Пакистана, так и на территорию Афганистана: совершая длительные переходы, племена зачастую игнорируют государственную границу между двумя странами.

Следует отметить, что афгано-пакистанская граница проходит по так называемой "линии Дюранда", искусственно установленной англичанами в 1893 г, "Линия" была прочерчена произвольно, с целью отделить британскую колонию Индию от "мятежного" Афганистана. При этом разделенными оказались некоторые племена, родовые кланы и даже семьи.

Племена, проживающие в Пакистане, имеют самый низкий в стране доход на душу населения. Развитие серьезно сдерживают низкий уровень грамотности, почти полное отсутствие здравоохранения. Женщины не пользуются никакими правами.

Пуштунам приходится сталкиваться и с другими трудностями, прежде всего - с разрозненностью племен. Многие враждуют друг с другом, ведут кровопролитную борьбу за пастбища, источники воды. Формально проблемы, затрагивающие интересы всех племен, решаются на всеплеменной высшей джирге, однако эти решения, по сути, не носят обязательного характера, и любой из вождей может поступать по своему усмотрению.

С началом необъявленной войны против ДРА власти Исламабада сочли приграничные земли удобным местом для подготовки банд афганских контрреволюционеров. Племена усмотрели в этом нарушение своей автономии. Кроме того, пуштуны связаны с народностями Афганистана общностью языка, истории, культуры и религии. Осенью прошлого года на высшей джирге приграничных племен в Кабуле было вынесено решение о "пресечении попыток использования пуштунских земель против ДРА", вызвавшее раздражение в Исламабаде. Последовавшие за этим репрессии пакистанских властей вынудили пуштунов взяться за оружие.

Карательные акции Исламабада не сломили волю пуштунов. На новой джирге, состоявшейся уже в апреле этого года, представители более чем 20 племен подтвердили свою готовность продолжать борьбу за свободу и независимость.

По материалам ТАСС

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно