КТО ДЕЛАЕТ "НАУКУ"
Среди тех, кто в последнее время явно стремится выдвинуться в первые ряды буржуазных фальсификаторов истории и культуры молдавского народа, есть и некий Н. Дима, сотрудник Колумбийского университета США. Недавно он написал книгу, в которой задается явно непомерной для него, как и для всех вместе взятых "советологов-молдавоведов", целью доказать, что молдаване якобы являются... не молдаванами! Плохо скрытая установка данного опуса - показать, что, мол, существуют многочисленные факторы, вынуждающие представителей различных национальностей,.. ассимилироваться с русским языком и культурой". Из приводимых строк явствует, будто автор этой провокации располагает доказательствами, С ученым видом знатока он пишет: "Румынский православный кафедральный собор в Кишиневе, частично сожженный русскими (?) во время войны, превращен в выставочный зал..." Эти строки полностью характеризуют его монографию как образец идеологической диверсии. Одновременно они свидетельствуют о поразительной неосведомленности "доктора наук" Н. Димы.
Православный собор, воздвигнутый в стиле русского классицизма по проекту русского архитектора А. Мельникова, был построен в Кишиневе в 1830-1836 гг., задолго до объединения княжеств (1859 г.) и до создания Румынского княжества (1862 г.). К тому времени Бессарабия в результате соединения с Россией (1812 г.) уже многие годы развивалась в новых, более благоприятных экономических условиях.
Относительно того, что он был "частично сожжен", то, как известно, Кишинев был среди первых советских городов, которые фашистская авиация подвергла варварским бомбардировкам, и приписывать русскому народу освободителю действия, совершенные оккупантами, является кощунством. Страшная картина разрушений открылась перед советскими воинами. "Взорваны вонзал, почта, Дворец пионеров, дом Совнаркома, ограблен кафедральный собор..." - писал Н. Дубовенко, один из освободителей. 26 августа 1944 г. газета "Советский боец" отмечала: "...Горели епархиальная школа, электрическая станция и трамвайное депо. Гитлеровцы взорвали водопровод и оставили жителей без воды..."
НЕ В ЛАДАХ С ИСТОРИЕЙ
Если у других "советологов-молдавоведов" можно заметить, что они располагают хоть какой-то информацией о Советской Молдавии, которую, разумеется, они беззастенчиво чернят, то "исследовательский" принцип Н. Димы довольно прост: собственное дремучее незнание идеологический противник выдает за истинное положение дел и сокрушается: "После второй мировой войны положение "молдавской" (кавычки зарубежного автора. - В. С. ) культуры и просвещения значительно ухудшилось..." В последнее время даже ярые "советологи" не очень позволяют себе роскошь так неприкрыто выдавать свою тенденциозность, голословно отрицая известную всему миру правду о расцвете культуры Советской Молдавии в братской семье советских народов.
Пытаясь выявить причины "ухудшения положения молдавской культуры", он начинает издалека. "В народном костюме румынская обувь "опинкэ" заменена русским сапогом". Эти "коварные" русские добрались, оказывается, и до национального костюма! Заглянем в Молдавскую Советскую Энциклопедию. В народном костюме, указывается там, опинки "используются в танцах и спектаклях этнографического характера". Что это действительно так, он может удостовериться, хотя бы пролистав сборник В. С. Зеленчука "Молдавский национальный костюм", изданный в 1985 г. на русском и английском языках. Оттуда он может узнать, что опинки - "обувь, по форме напоминающая болгарские опанки". Напомним буржуазному автору, что и толковый словарь румынского языка (1975 г.) указывает, что это название - болгарского происхождения.
Н. Дима пытается использовать в качестве яблока раздора между нациями... мамалыгу и брынзу. То, что эти "национальные кушанья" традиционны и для других народов, якобы "не может ни беспокоить русских". Явно тяжелые времена переживают "советологи-молдавоведы", если, за неимением других, вынуждены прибегнуть к аргументам, замешанным на воде и кукурузной муке, пропущенной через сито антикоммунистической идеологии!
Более 20 лет назад известные американские публицисты У. Липпман и Ч. Мерц писали: "Вся истерическая, вся бесконечная и сложная нетерпимость наших дней зиждется на лжи - лжи о России. Ложь о России - мать любой лжи..."
Эти слова не потеряли своей актуальности и в наши дни.
(Газета "Советская Молдавия").