Примерное время чтения: 6 минут
184

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. Рок-музыка: перспективы и тупики

Композитор А. Рыбников получил известность у нас в стране и за рубежом прежде всего как создатель рок-опер "Юнона" и "Авось", "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты", поставленных на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола.

В беседе нашего корреспондента И. Солганик с композитором А. Рыбниковым затрагиваются некоторые проблемы современной рок-музыки.

КОРР. Алексей Львович! Хорошо известно, какой популярностью пользуется среди молодежи рок-музыка. И тем не менее, думается, противников у нее не меньше, чем поклонников.

Те, кто по отношению к рок-музыке настроен скептически, утверждают, что увлечение роком свидетельствует о плохом вкусе, бедном внутреннем мире, что рок отупляет своих слушателей. Хотелось бы знать ваше мнение на этот счет.

РЫБНИКОВ. Рок-музыка, безусловно, явление неоднозначное. Поначалу она возникла на Западе как экспериментальное, прогрессивное искусство, как музыка протеста. Так, американские рок-певцы в своих песнях одними из первых осудили агрессию США во Вьетнаме.

Однако впоследствии рок-музыка лишилась своего бунтарского содержания (думаю, прежде всего она обязана этим шоу-бизнесу), деградировала, выродилась в музыку чисто танцевальную, я бы даже сказал - дискотечно - развлекательно - ресторанную. В таком виде она действительно может раздражать.

Несколько слов скажу и о нашей отечественной рок-музыке. Музыкальные культуры разных стран и народов во все времена взаимодействовали между собой, и потому рок- музыка не могла не проникнуть в нашу страну. Перед нами стояла задача - освоить западную и создать свою, неповторимую, национальную рок-музыку, которая была бы обусловлена всей нашей культурой. Отчасти это и произошло - в последнее время у нас появились достаточно серьезные, самостоятельные произведения в жанре рок-музыки, есть и талантливые композиторы - к примеру, Э. Артемьев и В. Мартынов, хотя, с моей точки зрения, слишком много пока что произведений слабых в художественном отношении, лишенных национальных корней. Впрочем, это еще не вся проблема.

Меня особенно беспокоит засилье на эстраде, в репертуарах ВИА рок-музыки, предназначенной только для танцев, сугубо развлекательной, так сказать, "облегченной".

Разумеется, "запретить" плохую музыку нельзя, тем более что запрет есть проявление растерянности и слабости. Думается, выход в другом - противопоставить "облегченной" рок-музыке музыку более высокого порядка, несущую духовную нагрузку и требующую отдачи.

В этом плане я связываю большие надежды с так называемой симфо-электронной музыкой, включающей в себя элементы различных музыкальных стилей, начиная от симфонической музыки и кончая роком. В моем представлении это должна быть музыка, решающая глубокие духовные проблемы и в то же время доступная современной молодежи, использующая компьютеры и современную аппаратуру.

КОРР. Я бы хотела задать вам еще один вопрос, который, кстати, довольно часто задают в своих письмах наши читатели. Не считаете ли вы, что рок-музыке присуща какая-то чрезмерная агрессивность? Ведь известен, к примеру, такой случай: во время фестиваля в Алтамонте, в Калифорнии, выступления рок-группы "Роллинг стоунз" привели к массовой истерии и избиениям.

РЫБНИКОВ. Что же, рок-музыка несет в себе огромный заряд энергии и обладает сильным воздействием, особенно на молодежь. В том случае, если рок оказывается в плохих руках, его воздействие может быть негативным, и тогда рок действительно провоцирует молодых людей на агрессивные действия, необдуманные поступки, как это и произошло на фестивале в Калифорнии. Но, конечно, это отнюдь не означает, что рок-музыка сама по себе агрессивна и плоха; все зависит от того, как ее использовать.

КОРР. Алексей Львович, а теперь, я бы попросила вас вспомнить ваши зарубежные поездки. Как принимали западные зрители, композиторы, с которыми вам наверняка приходилось встречаться, вашу музыку, рок-оперы? Это тем более интересно, что буржуазные средства массовой информации порой пытаются представить дело так, будто советское музыкальное искусство остановилось на каких-то классических канонах, а рок-музыка у нас чуть ли не под запретом.

РЫБНИКОВ. Надо сказать, зарубежные зрители, деятели искусств были буквально поражены тем обстоятельством, что в Советском Союзе существует живое, самобытное музыкальное искусство, - они, я бы сказал, были настроены на то, что современной рок-музыки в нашей стране практически нет.

Во время гастролей в Париже Московского театра имени Ленинского комсомола со спектаклем "Юнона" и "Авось" каждый день в течение пяти недель театр Респас-Карден на Елисейских полях, в котором выступали наши актеры, был заполнен до отказа; английское и французское телевидение снимали этот спектакль на пленку. Чуть ли не все французские газеты писали тогда о том, что советская рок- опера раскрывает нашу страну с новой стороны.

О "Юноне" и "Авось" положительно отзывались известные на Западе профессиональные композиторы, работающие в жанре электронной музыки, с которыми мне приходилось беседовать, - К. Эмерсон, Ж. Жарр.

Каждый раз, когда заходит речь о парижских гастролях Московского театра имени Ленинского комсомола, вспоминаю такой случай: наш импресарио П. Карден организовал встречу московской труппы с американской, тоже гастролировавшей в Париже. В конце этой встречи советские актеры и американцы вместе пели "Аллилуйю любви" из финальной сцены спектакля "Юнона" и "Авось". Выглядело это символично: музыка, песня объединила таких, в общем, далеких друг от друга людей.

Мое твердое убеждение: музыка может и должна соединять людей, помогать их взаимопониманию.

Хочу сказать и о том, что гастроли советского драматического коллектива вызвали у западных зрителей, деятелей искусства интерес к современной советской музыке, и спустя немного времени во Франции с большим успехом выступил ансамбль "Арсенал", в Англии - трио Ганелина из Прибалтики.

Приведу и такие факты: недавно я получил контракт на постановку в Нью-Йорке рок-оперы "Юнона" и "Авось"; кроме того, мне поступил заказ написать оперу по повести А. Пушкина "Станционный смотритель" для Венской фольксоперы. Все это говорит о неослабевающем интересе к нашей культуре и, может быть, даже о том, что достижения советского музыкального и театрального искусства зачастую имеют не только национальную, но и всемирную ценность.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно