В июле в нашей стране проводятся Игры доброй воли. Зачем нужны эти соревнования? Не заменяют ли они Олимпийские игры?
К. Сорокина, Ногинск, Московская обл.
Этот вопрос задал корреспондент АПН председателю Госкомспорта и Национального олимпийского комитета СССР М. В. ГРАМОВУ.
ИГРЫ ДОБРОЙ ВОЛИ, проводимые в год, объявленный Организацией Объединенных Наций Международным годом мира, естественно, должны стать его спортивным символом, способствовать установлению более прочного мира на нашей планете. В международном спортивном календаре появились еще одни соревнования, имеющие, кроме чисто спортивной, и другую направленность - на достижение лучшего взаимопонимания, спортивного сотрудничества молодежи разных стран.
Игры доброй воли, которые пройдут в Советском Союзе с 4 по 20 июля, задумывались как двусторонняя встреча спортсменов СССР и США. Советские и американские спортсмены последний раз встречались на Олимпийских играх десять лет назад. Поэтому возникла мысль организовать между ними крупные комплексные соревнования. В прошлом году было подписано соглашение о проведении Игр доброй воли: в 1986 году - в СССР, в 1990 году - в США. Но мирная идея Игр нашла настолько живой отклик в самых широких кругах мировой общественности, что уже в ходе переговоров было решено пригласить на эти соревнования и сильнейших атлетов других стран. Теперь мы ожидаем прибытия в Москву (а также в Таллин, где пройдет парусная регата, и в Юрмалу, позвавшую к себе теннисистов) около 3 тыс. спортсменов, тренеров, сопровождающих лиц примерно из 50 стран. Подчеркну: всех континентов. Самые большие команды, порядка 500 человек в каждой, будут у СССР и США.
Программа Игр доброй воли весьма широка: 18 олимпийских видов спорта, показательные выступления мастеров фигурного катания на коньках, товарищеские матчи сборных команд Европы и СССР по мотоболу. Масштабность предстоящих соревнований, их представительность, география и громкие имена участников - все это вызывает кое у кого сравнение с Олимпийскими играми.
Противопоставлять одни Игры другим - нелепо. Кстати, в чисто спортивном плане новые соревнования никак не могут помешать Олимпийским играм, поскольку проводятся в середине олимпийского цикла. Мы много раз заявляли, что поддерживали, поддерживаем и будем поддерживать олимпийское, движение, которое приобрело важное социальное значение в современном мире.
На всех этапах подготовки Игр доброй воли мы старались подробно информировать президента МОК, и у нас нет ни малейших расхождений. Более того, г-н Х. А. Самаранч заявлял, что Игры доброй воли пользуются поддержкой Международного олимпийского комитета, что они не представляют какой-либо "опасности" для Олимпийских игр, а, напротив, внесут важный вклад в распространение олимпизма. Со своей стороны подчеркну, что именно философия Игр доброй воли, как мы ее понимаем, роднит их с Олимпийскими играми, поскольку эта встреча прокладывает мосты взаимопонимания, облегчает контакты на будущее. Президент МОК намерен приехать в Москву на Игры.
Хочу также отметить, что все соревнования Игр доброй воли пройдут по правилам и под эгидой международных спортивных федераций, включивших их в свой календарь и назначивших своих технических делегатов.
* * *
В настоящее время в нашей стране проводится большая работа по искоренению пьянства и алкоголизма. Почему бы с этой целью не ввести "сухой закон"?
А. Юшин, лектор, Минск; М. Ершова, г. Шахты, Ростовская обл.
ПРЕЖДЕ всего выясним, что следует понимать под "сухим законом". В качестве примера обратимся к зарубежному опыту.
29 января 1919 г. в США был введен "Закон о национальном запрете на спиртные напитки". Закон запрещал на всей территории страны производство, продажу и перевозку, включая ввоз- вывоз, опьяняющих напитков с целью их потребления. Этот запрет и был признан в международной юридической практике в качестве определения "сухого закона".
Продажа алкогольных напитков по карточкам, талонам, спискам, т. е. в условиях жесткого нормирования, как, например, сегодня в Финляндии, а также продажа их только в ресторанах либо по сверхвысоким ценам не дает юридического основания считать, что в той или иной стране существует "сухой закон".
Примером государства, где в настоящее время строго соблюдается "сухой закон", является Саудовская Аравия. За нарушение этого закона виновный публично и незамедлительно наказывается 40 либо 80 ударами палок. Для иностранцев исключения не существует.
В нашей стране в годы гражданской войны было издано постановление СНК РСФСР "О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ". Это постановление, подписанное В. И. Лениным, принято считать "сухим законом". В годы гражданской войны оно поддерживалось законами военного времени. Лица, занимавшиеся самогоноварением и продажей спиртных напитков, объявлялись врагами народа, и к ним применялись санкции вплоть до высшей меры наказания.
С окончанием гражданской войны чрезвычайные законы военного времени перестали действовать. Уголовное законодательство не предусматривало столь жестких мер наказания за самогоноварение, поэтому в условиях нэпа нелегальное "винокурение" приняло довольно большие размеры. Десятки тысяч крестьянских семей стали заниматься нелегальным изготовлением алкогольных напитков, продажей их на "черном" рынке, спекуляцией, участились случаи отравлений. Огромные суммы, получаемые от незаконной виноторговли, стали поступать в карманы ловких торгашей и предпринимателей, многие из которых превратились в крупных подпольных миллионеров. Перечень крайне негативных финансово-экономических явлений можно было бы и продолжить, но ограничимся сказанным.
"Сухой закон" был отменен и прекратил свое действие с 1 января 1924 г. Производство и продажу алкогольных напитков Советское государство взяло в свои руки.
К слову сказать, история многих народов нашей планеты показала, что введение "сухого закона" всегда являлось крайней социально-политической мерой. Его претворение в жизнь всегда осуществлялось посредством исключительных, чрезвычайных мер вплоть до жестких карательных санкций.
Аналогичные меры применялись и в отношении тех, кто подрывал винную монополию, установленную государством. Так, например, винная монополия, установленная в России царским самодержавием, предписывала "работному, черному люду" приобретать спиртные напитки только в кабаке. Это нашло законодательное закрепление в Уложении 1649 г. царя Алексея Михайловича. Лица, нарушившие волю царя, подвергались штрафу или более тяжелому наказанию, вплоть до отсечения руки. Последующее законодательство Российской империи, запрещавшее приобретение алкогольных напитков вне кабаков или винных лавок, в принципе не менялось, если не считать смягчения карательных санкций.
"Сухой закон", как показал опыт нашей и многих других стран, - далеко не "панацея" от бед. Зачастую жесткий запрет на потребление спиртного приводил к другим злоупотреблениям и преступлениям - подпольному производству вина, контрабанде, спекуляции, нередко ими были отравления и пр. Не случайно поэтому "сухой закон" в этих странах впоследствии отменялся. (В США, например, он просуществовал до 1933 г.) Кроме того, не изжиты еще традиции винопотребления в нашей стране. Поэтому "директивное" введение "сухого закона" не приведет к желаемым результатам. В то же время введение его демократическим путем, т. е. по инициативе "снизу", вполне возможно. Так, некоторые районы, например, в Воронежской, Куйбышевской и других областях практически уже живут в условиях "сухого закона". Это решили сами жители.
Партия и правительство поставили задачу снизить потребление алкоголя населением посредством систематического уменьшения производства и продажи алкогольных напитков, наказания тех, кто злоупотребляет ими, а также путем пропагандистско-воспитательной работы на научной основе с целью изжить вредные традиции, обряды, привычки и поднять общую культуру народа на новую, более высокую ступень.
И. СМОЛКИН.
* * *
Бомбардировка американскими самолетами ливийских городов Триполи и Бенгази вызвала гнев и возмущение во всем мире. Читатели просят разъяснить, нельзя ли привлечь США за этот акт разбоя к ответственности. На вопросы нашего корреспондента А. Горбачевой отвечает кандидат юридических наук Н. КРЫЛОВ.
КОРР. Является ли нападение США на Ливию актом агрессии?
КРЫЛОВ. Ответ на этот вопрос дает принятое XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН определение агрессии. В статье 2 этого документа прямо записано, что применение государством вооруженной силы первым в нарушение Устава ООН представляет собой акт агрессии, а в статье 3 бомбардировка недвусмысленно квалифицируется агрессией. Подчеркнем, что статья 5 гласит: "Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии". Следовательно, действия Вашингтона в отношении Ливии можно квалифицировать только как агрессию.
КОРР. Американская администрация трактует бомбардировку совершенно иначе, называя ее актом, направленным на борьбу с терроризмом. Даже если допустить, что ливийские граждане были причастны к взрыву в дискотеке "Ла Белль" в Западном Берлине, хотя известно, что это не так, могло ли это быть основанием для военного нападения США на Ливию?
КРЫЛОВ. Конечно нет. Согласно общепринятым нормам международного права, "поведение лица или группы лиц, не действующих от имени государства, не должно рассматриваться как деяние государства". Это нашло подтверждение и в разрабатываемом в настоящее время Комиссией международного права ООН проекте Конвенции об ответственности государств за международные преступления. В данном случае никто не действовал по указанию ливийского руководства и, следовательно, ни о какой ответственности Ливийской Джамахирии не может быть и речи.
КОРР. Уже в который раз американское правительство в качестве оправдания своих разбойничьих действий выдвигает версию о "самообороне". Так произошло и сейчас. Что вы можете сказать по этому поводу?
КРЫЛОВ. Необходимым условием самообороны является вооруженное нападение со стороны какого-либо государства. Так было, к примеру, когда в ответ на нападение Японии на Перл- Харбор американцы применили свои вооруженные силы. Это действительно был акт самообороны, поскольку имело место вооруженное нападение.
В случае же с Ливией ситуация совершенно иная. Как же можно говорить о самообороне, если никакого нападения на США со стороны Ливии не было? Это самая настоящая агрессия, предпринятая вопреки Уставу ООН, статья 2 которого категорически предписывает членам этого сообщества воздерживаться в международных отношениях вт угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным способом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Тем самым Устав запрещает использовать любые формы насилия, тем более вооруженную агрессию.
КОРР. Кто же призовет к ответственности американское правительство за совершенное международное преступление? Есть ли международные организации, способные призвать США к порядку за их разбой в Средиземноморье, за смерть ни в чем не повинных детей, женщин, стариков?
КРЫЛОВ. Здесь следует учитывать специфику международных отношений и международного права. В праве вообще, национальном в частности, действующем внутри страны, любое нарушение карается, к нарушителю может быть применено принуждение.
В международных отношениях действует принцип суверенного равенства, который и устанавливает ряд особенностей. Прежде всего, поскольку нет власти, стоящей над государствами, они сами создают нормы международного права, вступая между собой в соглашения. Во-вторых, отсутствует какой-то единый механизм принуждения, хотя кое- какие формы имеются и здесь. Я имею в виду Организацию Объединенных Наций.
Но дело в том, что США стараются избегать любого рассмотрения этого вопроса. На заседании Совета Безопасности ООН, созванном для рассмотрения разбойничьих действий против Ливии, США воспользовались правом "вето", чтобы воспрепятствовать принятию резолюций, осуждающей агрессию Вашингтона.
Действия США - типичное международное преступление, произвол, которому нет ни оправдания, ни прощения.