Слышал, что численность профсоюзов в США снижается уже на протяжении ряда лет. Так ли это, и если да, то почему?
В. Фофанов, Москва
В ПОСЛЕДНИЕ годы в США действительно наблюдается сокращение численности профсоюзов. Если в 1945 г. в них состоял каждый третий американки рабочий, то в 1984 г. - только один из пяти. Согласно данным, приводимым агентством Ассошиэйтед Пресс со ссылок на результаты опроса профсоюзных руководителей, только в период с 1980 по 1982 г. численность профсоюзов уменьшилась на 2 млн. человек, или почти на 10%. Сегодня рабочие союзы США объединяют менее 20 млн. человек.
Сложнее, и значительно сложнее, ответить однозначно и тем более кратко на вопрос о том, каковы причины, обусловившие эту тенденцию. Простое, если не сказать примитивное, и весьма далекое от истины решение на этот счет предлагают американские идеологи и пропагандистские службы США. Уменьшение влияния профсоюзов и их численности они объясняют тем, что Америка де стала неким государством "всеобщего благоденствия", в условиях которого между трудом и капиталом уже не существует антагонистических противоречий. Такая трактовка проблемы должна наводить на мысль о рабочих, почивающих на лаврах бесклассовой гармонии в обществе тотального процветания.
О том, насколько это верно, читатель может судить сам, исходя из числа миллионов голодных, обездоленных, бездомных и живущих ниже "черты бедности" американцев. Есть, конечно, в США и миллионы других граждан, не относящихся к этим категориям американцев, но живущих в постоянном страхе за свое будущее. Все они, вместе взятые и составляют большинство нации.
Истинные причины сокращения численности профсоюзов в США кроются, таким образом, отнюдь не в "справедливости" американского империализма. Напротив, поредение профсоюзных рядов в первую очередь объясняется той социальной и экономической политикой, которую правящий класс Америки проводит в отношении трудящихся американцев. Именно в послевоенные годы власти США развернули крупномасштабное наступление на профсоюзные права и свободы граждан страны, стремясь, как говорят в Америке, создать "среду, свободную от профсоюзов".
Цифры, приведенные в начале статьи, свидетельствуют о том, что в определенной мере государственно-монополистический капитал США преуспел в достижении этой цели. В известной степени этому способствовала недостаточная организованность американского рабочего класса, коррумпированность и продажность профсоюзных лидеров вроде Дж. Мини, возглавлявшего крупнейший в США профсоюз АФТ-КПП на протяжении 40 лет. Сказалась и та изощренная тактика, к которой прибегали все без исключения правительства США и предприниматели по подрыву и разобщению профсоюзного движения Америки. Главное же, однако, заключается в том, что в течение послевоенных десятилетий правящей верхушке США удалось добиться принятия целого ряда антирабочих и антипрофсоюзных законов. Вот лишь некоторые из них.
ЗАКОН ХЭТЧА. Он был принят конгрессом США в 1939 г. Оставаясь в силе до настоящего времени, он налагает жесткие ограничения на деятельность федеральных служащих в сфере политики и в профсоюзах. В результате существования этого закона, заявил в июле 1976 г. председатель Американской федерации служащих штатов, графств и муниципалитетов Джерри Уэрф в своем выступлении на съезде демократической партий в Нью-Йорке, "3 млн. федеральных работников и 11 млн. служащих штатов и местных органов самоуправления являются гражданами "второго сорта". По сообщениям американской печати, к концу первого президентского срока Р. Рейгана число граждан США, чья деятельность подпала под статьи закона Хэтча, возросла до 18 млн. человек.
ЗАКОН ТАФТА - ХАРТЛИ, вступивший в силу в 1947 г., был и по сей день остается одним из самых реакционных и дискриминационных по отношению к профсоюзам и людям труда в США.
Закон Тафта - Хартли существенным образом ущемил права участников профсоюзного движения в США, запретил использование их финансовых средств в федеральных выборах. Кроме того, этот закон обязал профсоюзных деятелей каждый год давать под присягой подписку о том, что он или они не являются членами компартии. Помимо ограничения гражданских и политических прав миллионов американцев, закон Тафта - Хартли стал одним из самых мощных рычагов государственной машины по дискриминации экономических прав и свобод американцев. Так, он прямо запрещает забастовки служащих государственного аппарата и местных органов управления.
Все американцы, поступающие на федеральную службу, должны дать письменное обязательство (под присягой) о своем отказе от забастовок. За нарушение этого положения предусматриваются тюремное заключение, большие штрафы, увольнение с работы и другие меры наказания.
С другой стороны, закон Тафта - Хартли предоставляет большие льготы и привилегии предпринимателям, поощряет и оберегает институт штрейкбрехерства. Предпринимателю в соответствии с законом дается право в любой момент использовать штрейкбрехеров и тем самым сорвать забастовку. Бастующие же не имеют права мешать штрейкбрехерам, так как это явилось бы нарушением одной из статей закона о "нечестной трудовой практике". И бывший председатель АФТ-КПП Дж. Мини, и его преемник на этом посту Л. Кёркленд неоднократно признавали, что закон Тафта - Хартли и, в частности, его антизабастовочные статьи и положения "обесценивают все остальные профсоюзные свободы трудящихся".
ЗАКОН МАККАРЕНА - ВУДА, известный еще как Акт о внутренней безопасности, появился в американском законодательстве в 1950 г. Архиреакционный по своей сути, он стал тем легальным основанием, опираясь на которое власти США развернули в стране "охоту на ведьм". Основываясь на этом законе, правительство, ЦРУ и ФБР до сих пор могут обвинять любого американца в причастности к так называемому "коммунистическому заговору", к деятельности, наносящей якобы ущерб национальной безопасности. Самое непосредственное отношение имел этот закон и к деятельности профсоюзов. Он позволял объявлять любую забастовку или стачку "незаконной", направленной якобы на установление "тоталитарной диктатуры" в США.
ЗАКОН "О КОНТРОЛЕ НАД КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ" был взят на вооружение правительством США в 1954 г. По своему характеру он стал как бы дополнением к закону Маккарена - Вуда. По нему преследованиям могла быть подвергнута любая "организация, в которую проникли коммунисты". Люди, на которых распространялось действие этого закона, обязывались в 30-дневный срок зарегистрироваться в созданном в ту пору при министерстве юстиции Управлении по контролю над подрывной деятельностью. Каждый, кто попадал в списки этого управления, автоматически подлежал судебному преследованию уже по закону Смита (1940 г.), гак называемому Акту о регистрации иностранцев.
ЗАКОН ЛЭНДРАМА - ГРИФФИНА, называемый еще "Законом об отчетности и гласности в трудовых отношениях", был подписан президентом Д. Эйзенхауэром в 1959 г. На словах он должен был способствовать борьбе со злоупотреблениями в организационной, финансовой и прочей деятельности профсоюзов. На деле же он стал еще одним инструментом, с помощью которого правительство получило дополнительную возможность контролировать профсоюзы США, подчинять их своей воле. Функции контроля за выполнением этого очередного антирабочего закона были возложены на министерство труда США.
При этом в распоряжение министра труда предоставляется весь государственный аппарат, включая министерство юстиции, полицию, ФБР и ЦРУ.