Наметившееся в последнее время оживление советско- китайских отношений, вне всяких сомнений, отвечает интересам обеих стран, вызывает удовлетворение и оптимизм у тех, кто искренне желает их улучшения.
Естественно, что процесс этот не простой и требует времени. Тем не менее уже можно говорить о его конкретных проявлениях. И более ощутимы они, разумеется, там, где два государства и их народы непосредственно соприкасаются друг с другом. Наш корреспондент В. ГАНИН убедился в этом, побывав в Хабаровском крае.
Сегодня мы публикуем его первый репортаж, в котором речь пойдет о советско-китайской приграничной торговле.
9 ИЮНЯ 1986 г. в китайском порту Тунцзян, расположенном а провинции Хэйлунцзян в 7 км от места впадения Сунгари в Амур, в трюмы сухогруза СТ-532 Амурского речного пароходства было загружено 600 т соевых бобов. Когда через двое суток судно пришвартовалось у одного из причалов Хабаровского речного порта, я поднялся на борт сухогруза и попросил капитана В. Т. Кондратенко поделиться впечатлениями о его первом плавании за рубеж.
Для советско-китайских торгово-экономических отношений, считает он, это безусловно, событие: к торговым перевозкам между двумя странами подключились суда Амурского речного пароходства.
- До недавнего времени, - говорил мне В. Т. Кондратенко, - товары, поставляемые нашими странами друг другу в рамках приграничной торговли, перевозились по железной дороге через приемосдаточные пограничные пункты Гродеково и Забайкальск. Однако Хабаровский край сам, можно сказать, является торговым партнером Китая. Тем не менее до сего дня товары, которыми мы обмениваемся с сопредельной с нами провинцией Хэйлунцзян, приходилось везти за сотни километров. А ведь нас в любом месте границы разделяют всего несколько сот метров.
ПОЧТИ С НАЧАЛА
Эти несколько сот метров долгое время оставались непреодолимыми, хотя торговля между СССР и КНР практически не прекращалась с момента ее начала в 1950 г. Рейсы же, которые уже совершили сухогруз СТ-532 и другие суда Амурского речного пароходства и которые им еще предстоят, стали возможными благодаря достигнутой в 1982 г. договоренности между СССР и КНР о возобновлении приграничной торговли между дальневосточными районами Советского Союза и северо-восточными провинциями Китайской Народной Республики.
- Теперь советско-китайская приграничная торговля будет развиваться гораздо успешнее, - говорил заместитель председателя Хабаровского крайисполкома Л. Н. Домогальский. - Во всяком случае, во время наших встреч с представителями китайских торговых организаций и с той и с другой стороны неоднократно высказывалось стремление к этому.
Китайские торговые делегации уже несколько раз за последнее время побывали в Хабаровске и других городах советского Дальнего Востока. Советские же представители посетили Харбин, Хух-Хото, Пекин. Во время этих визитов партнеры, как рассказывал мне Л. Н. Домогальский, участник некоторых из встреч, знакомятся с ассортиментом товаров, которые выпускают местные предприятия, обсуждают и решают вопросы, возникающие в ходе приграничной торговли. Их достаточно. Ведь, кроме Хабаровского края, с советской стороны партнерами китайской провинции Хэйлунцзян и Автономного района Внутренняя Монголия являются также Приморский край, Амурская и Читинская области. С нынешнего года подобные встречи станут более частыми, поскольку СССР и КНР договорились о начале осуществления приграничной торговли между Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном, Алтайским и Красноярским краями, а также Кемеровской областью, с одной стороны, и Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР - с другой.
- Красноречивы, - считает Домогальский, - цифры роста товарооборота. В 1983 г., когда приграничная торговля на Дальнем Востоке только возобновилась, объем ее составил 6,3 млн. руб. В прошлом же году мы продали друг другу товаров на 24,2 млн. руб.
Названная Л. Н. Домогальским сумма составляет примерно 1,5% от общего объема советско-китайской торговли в 1985 г., который в 1990 г. должен вдвое превысить нынешний уровень. И хотя товарооборот между двумя странами лишь к тому времени приблизится в сопоставимых ценах к максимальному уровню, достигнутому в 1959 г., стоит все же отметить, что обеим сторонам и нынешний рубеж стоил немалых усилий, которые они потратили на преодоление последствий негативной полосы в советско-китайских отношениях.
ВЫГОДЫ ОЧЕВИДНЫ
Те 12 млрд. руб., которые составят общую сумму советско- китайского товарооборота в нынешнем пятилетии, - цифра немалая. Да и темпы, которыми развивается торговля между нашими странами, являются довольно высокими. Поэтому я попросил Л. Н. Домогальского разъяснить суть и смысл развития приграничной торговли, ее роль в общем контексте советско-китайских торгово-экономических отношений.
В ответ Л. Н. Домогальский привел такой существенный, на мой взгляд, аргумент, как расширение ассортимента товаров в розничной торговой сети приграничных районов стран- партнеров в результате развития приграничной торговли.
- Многие товары, в которых нуждаются и та и другая стороны, - говорил он, - производятся, можно сказать, под боком. И вместо того, чтобы завозить необходимое из центральных районов или тем более из третьих стран, есть смысл наладить обмен этими товарами здесь, на границе. Тем самым мы сокращаем сроки поставок и снижаем до минимума транспортные расходы.
Жители края, например, - продолжал Л. Н. Домогальский, - охотно покупают детскую и женскую одежду, изготовленную в Китае. Пользуются спросом у местного населения китайские полотенца, термосы, обувь.
Быстро находят покупателей и те товары, которые Хабаровский край, в свою очередь, поставляет в Китай.
- Гвозди, кровельное железо, деловая древесина, цемент остро необходимы быстро развивающейся китайской промышленности, - рассказывал Л. Н. Домогальский. - Из товаров широкого потребления китайская сторона предпочитает покупать у нас оцинкованную посуду, строительный инструмент, моторные лодки.
Здесь следует отметить, что статус приграничной торговли предусматривает правило: все товары для бартерного, т. е. на эквивалентную сумму, обмена изыскиваются местными организациями и являются продукцией местной промышленности. Однако часть товаров, такие, как, например, холодильники, мотоциклы, пылесосы, стиральные машины, которые в Хабаровском крае не производятся, но продаются отсюда в Китай, местные торговые организации получают из других районов страны.
По мнению генерального директора объединения "Дальинторга" В. К. Лозового, для дальнейшего развития советско-китайской приграничной торговли имеются немалые возможности. О них в последнее время много говорится и в китайской прессе.